Унитарность метода управления федеративным государством

Народы объединялись и образовывали самостоятельное государство
Административное управление в СССР; www.flickr.com

Образование в 1922 году единого союзного советского государства не принесло принципиальных перемен, хотя в Конституции СССР специально оговаривался вопрос о нерушимости границ союзных и автономных республик, а порядок возможных территориальных изменений регламентировался законом. Основная беда советской федерации заключалась как раз в расхождении формы правления и содержания. Оставаясь по формальным юридическим признакам федерацией с широкими полномочиями субъектов, СССР по методам правления являлся унитарным государством.

Правительственная политика осуществлялась через единую централизованную систему партийных и советских органов. Государство и высшее партийное руководство беззастенчиво вторгалось в сферу компетенции республиканских органов власти, вплоть до изменения статуса национальных автономий и их границ.

Среди наиболее известных фактов такого рода — национально-государственное размежевание в Средней Азии 1924-1925 годах, упразднение автономных республик Крыма и Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны, передача Крыма Украинской ССР. В 1930-х годах без серьезных обоснований некоторые автономные области и республики были преобразованы соответственно в автономные и союзные республики, а некоторые оставлены в прежнем положении.

Модель федерации, созданная в начале 20-х годов, не совершенствовалась. Собственно, в этом и не было нужды при существовавшей системе власти. Пренебрежение требованиями реальной действительности в угоду идеологическим схемам привело единое государство к тяжким испытаниям, после того, как суверенитет национальных республик перестал быть простой декларацией.

Исторический урок распада СССР необходимо учитывать. Важно удержаться от поспешных действий, от соблазна вернуть государственное устройство России к 1985 или 1913 году, и зачеркнуть все, что произошло после этих лет.

Экстремизм особо опасен при решении вопроса о межреспубликанских границах. В большинстве своем они не закреплены в соответствующих межгосударственных договорах и нередко изменялись по административному произволу.

дата публикации: 7.01.2020