Москва была городом «сорока сороков». Возвышаясь над крышами домов, поблескивали голубые и позолоченные купола сотен храмов и колоколен. На больших улицах красовались украшенные колоннами дворцы аристократии и богатые дома промышленников и купцов, прежде всего текстильных.
В лабиринте маленьких улиц теснились ряды двухэтажных деревянных зданий и маленьких домишек, в которых ютился рабочий люд и чиновники. Улицы, снежные зимой, утопали в грязи весной и были полны пыли летом. В центре Москвы, выделяясь массивными красными стенами, возвышающимися над берегом Москвы-реки, стояла цитадель, символ власти — Кремль. По словам одного из французских путешественников, «Кремль это странный конгломерат дворцов, крепостей, храмов, монастырей, часовен, казарм, лачуг, арсеналов и бастионов, неправдоподобная смесь духовных и светских зданий. Кремль выполнял целый комплекс функций: он был крепостью, духовной святыней, объединением дворцовых построек, некрополем и местом, откуда возносились моления; в нем воплотились как достижения цивилизации, так и архаичность варварства; он знаменовал собой связь между низшей жизнью и самой высокой духовностью». И далее он же пишет: ” Разве Кремль не представляет собой живую историю России, не является эпической поэмой всей русской нации, глубокой внутренней драмой русской души?
Москва была «третьим Римом», центром православия. Миллионы русских людей находили в православной церкви объяснение сущности своего земного бытия и утешение. В храмах люди, принадлежавшие к разным классам, часами стояли с зажженными свечами в руках,
мыслями и чувствами погруженные в потрясающую мистерию, разворачивающуюся на их глазах. Со всех сторон в мерцающем свете свечей и лампад на них смотрели лики с поблескивающих золотом икон. Мерцал иконостас, сверкали драгоценные камни на крестах и золоченых одеждах священнослужителей. В церковную службу входили песнопения с их необычайной силой воздействия, с особыми глубокими басами
певчих. Очищающие, подымающие ввысь звуки… В конце службы прихожане подходили к руке священника, который совершал помазание.
В церкви люди испытывали целую гамму чувств от глубокого трагизма до неземной радости и любви. Церковь учила, что страдания и боль неизбежны. «На все воля Божья» , — убеждали себя люди, черпая силы в вере.
Однако Москва уже давно не была столицей Российской империи. Двести лет назад Петр Великий насильно оторвал нацию от ее старой славянской традиции и связал с западноевропейской культурой. На болотах вдоль Невы Петр воздвиг новую столицу «окно в Европу».
дата публикации:5.09.2019