Область границы российской империи в восемнадцатом и начале двадцатого веков. Границы российской империи (XVII — начало ХХ века)
Несколько причин устойчивого территориального роста Российского государства достаточно очевидны. Исторически сформировавшееся в XIV-ХV веках ядро государства не имело четких естественных рубежей. Более того, часто российские владения соприкасались с в практически неосвоенными землями с незначительным м коренным населением.
Границы в прямом смысле слова с этими районами не существовало. Присоединение происходило по мере продвижения русских военно-промысловых экспедиций и поселенцев. Такой путь был характерен для огромного массива земель Урала, Сибири, Дальнего Востока, севера Восточно-Европейской равнины.
В освоении и последующем присоединении степей юго-востока большую роль сыграло казачество, пополнявшееся в основном выходцами из России и, несмотря на самоуправление, тяготевшее к покровительству российских властей. Население Центральной России влекли на далеко не безопасные окраины природные богатства этих территорий (плодородные земли, пушнина, полезные ископаемые) и возможность повысить свой социальный статус, вырваться из жестокой системы феодальных крепостнических отношений, обрести личную свободу.
Внутреннее развитие Российского государства самым тесным образом связано с его внешней политикой. Потенциально страна располагала к концу XVII века значительными людскими и материальными ресурсами. Начиная с Петра I, российским монархам удалось сформировать систему власти, способную мобилизовать эти ресурсы для активной, наступательной внешней политики, создать мощную военную машину российского абсолютизма. В свою очередь, удачные войны, присоединение территорий, распространение влияния России на огромные пространства Европы и Азии укрепляли авторитет самодержавия, увеличивали имеющиеся в его распоряжении материальные возможности, улучшали военно-стратегическое положение России. При этом следует учитывать, что упорная борьба за ряд областей велась во имя целей, без достижения которых дальнейшее поступательное развитие государства и общества было бы затруднено. Речь идет, прежде всего, о выходе России к Балтийскому и Черному морям и защите южных и юго-восточных границ от набегов кочевых народов.
Уже в первой половине XVIII века обнаружилось военное превосходство России над соседними государствами: Польшей (Речью Посполитой), Швецией, Турцией (Османской империей) с ее вассалами. Внутренние противоречия еще более ослабляли соседей России во второй половине XVII века и XVIII веке. Большинство граничивших с Россией областей этих государств исторически им не принадлежали. Как правило эти области были в свое время подчинены с помощью силы и не образовали единого целого с этническим и историкокультурным ядром соответствующего государства (Украина и Белоруссия в составе Речи Посполитой, Прибалтика и Финляндия в составе Швеции, Молдавия в составе Османской империи). Более того, в некоторых регионах (Украина, Белоруссия, Молдавия) значительная часть населения в силу исторических и культурных связей, конфессиональной общности ориентировалась на Россию. Это обстоятельство поощряло царское правительство к экспансии и облегчало ее осуществление.
Военно-политическая ситуация на азиатских рубежах Российского государства также благоприятствовала распространению российского владычества. Кавказ, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия представляли собой мозаику различных феодальных владений. Неизбежными спутниками раздробленности были междоусобицы, нападения со стороны сравнительно более сильных государств. В ряде случаев вопрос стоял об историческом выживании народов (Грузии, Армении).
В этих условиях многие правители и население не только не оказывали сопротивления, но сами стремились перейти в российское подданство, надеясь обрести гарантию стабильности своего положения. Встречались, конечно, и факты принятия российского подданства в конъюнктурных интересах, когда местная феодальная верхушка рассчитывала на щедрые пожалования и привилегии.
Глубокое продвижение на Кавказ, в Казахстан, Среднюю Азию привлекало российских государственных и военных деятелей, в первую очередь большой военно-стратегической ценностью этих территорий. Обладание ими позволяло контролировать важные транзитные пути из Азии в Европу и отдельные азиатские регионы. Постепенно многое начала диктовать и сама логика борьбы, когда для защиты уже достигнутого оказывалось необходимым присоединить новые области, а на любое усиление Великобритании, Турции, Ирана главных соперников России в борьбе за влияние в этих районах — ответить подобными действиями.
дата публикации:28.09.2019