В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке русские военные отряды, переселенцы, промышленники занимали свободные земли. Немногочисленные народности Сибири, не имевшие собственной государственности, облагались данью, родовая знать приводилась к присяге.
Вопрос о международном признании за Россией сибирских, а позднее и североамериканских, дальневосточных земель, возникал только когда отряды русских землепроходцев и географические экспедиции достигали территорий, на которые претендовали другие государства: Китай, Япония, Соединенные Штаты, Великобритания.
Разграничение в большинстве случаев было проведено мирным путем и закреплено договорами и конвенциями России с этими державами. Многие территории, особенно на западе и юге, Российская империя приобрела в результате войн, по условиям мирных договоров. Практически не отличались от территориальных изменений такого типа осуществленные во второй половине XVIII века Россией совместно с Австрией и Пруссией разделы Польши, а также аннексия Крымского ханства в 1783 году. Во всех случаях действия российской дипломатии сопровождались военными акциями.
На Кавказе, в Закавказье, Казахстане, Средней Азии местные правители обращались с просьбами принять их в российское подданство. Оставляя в стороне мотивы этих обращений в каждой конкретной ситуации, следует заметить, что при принятии в российское подданство за местными властями обычно сохранялась большая самостоятельность. Объем этой автономии устанавливался в специальных договорах с российской администрацией (чаще всего в форме утвержденных российским императором так называемых «просительных пунктов» местных правителей).
В дальнейшем российские власти стремились к уничтожению первоначальной автономии. Таким образом, процесс присоединения распадался на два этапа: формальное, юридическое вступление в российское подданство с лишением права на самостоятельную внешнюю политику и реальное подчинение российским властям. Эти этапы могли иметь совершенно различный характер: мирный в первом случае и насильственный во втором.
Третьи страны не всегда были довольны принятыми народами российским подданством. При решении вопроса о спорных областях, которые раньше были от них в зависимости. Ставился вопрос о признании произошедших изменений соседними государствами. Дипломатические методы помогали при решении таких вопросов, при сопротивлении противоположной стороны приходилось выяснять отношения военным путем, и оформлялась мирными договорами России с этими государствами.
В начале двадцатого века государственная граница России по всем правилам юридически закреплена по линии на всем ее протяжении, кроме Восточного Памира. Международно-правовое оформление границы предусматривало ее делимитацию, В этом и состояла конкретизация общего направления пограничной линии.
Подразумевались переговоры, не предполагается организация соответствующих постановлений и генеральных карт, являющихся составной частью процесса использования мирных договоров и особых соглашений, касающихся границы государства.
Документы делимитации стали основой при демаркация, подразумевается изображение границы на местности с составлением подробных описаний и топографических карт. В круг наших задач не входило рассмотрение проблем управления присоединенными к Российской империи землями. Тем не менее для общей ориентации в вопросах государственного устройства нужно определить краткие справки об административном положении окраин Российской империи на начало ХХ века, об истории автономного устройства там, где оно существовало.
Общий правительственный курс на протяжении двух с лишним веков состоял в постепенном сближении управления и административного положения центра и окраин. Решая эту задачу, российское правительство учитывало особенности географического положения, этнического состава, истории и социально-экономического развития отдельных областей. Наиболее быстро процесс унификации протекал на территориях с большой долей русского населения и достаточно тесно связанных в хозяйственном, культурном, конфессиональном отношениях с Центральной Россией.
дата публикации:28.09.2019