Присоединение областей к Российской империи носило во многом формальный характер. Административное управление и законы России на них не распространялись.
Местные правители обычно присягали на определенных условиях.
Они предусматривали отказ от враждебных действий в отношении России, ее подданных и, напротив, борьбу с ее противниками, помощь в обеспечении русских войск, расквартированных на Кавказе, предоставление льгот российским купцам, выполнение некоторых специальных повинностей (например, исправление дорог через Кавказский хребет) и т.д.
В свою очередь, российские власти обеспечивали защиту новых подданных, сохраняли за ними практически полную самостоятельность в делах суда и внутреннего управления.
Уровень автономии был достаточно высок в некоторых областях Северного Кавказа, но не останавливались междоусобицы, столкновения между феодалами и кланами различных группировок, возникали конфликты с российскими чиновниками и военными по поводу соблюдения взаимных обязательств.
Поэтому распространенным явлением были повторные присяги, подтверждавшие российское подданство.
К ним царская администрация прибегала особенно часто в годы войн с Ираном и Турцией на Кавказе.
Постепенное уничтожение автономии Северного Кавказа началось уже в последней трети восемнадцатого века и сопровождалось усилением русского военного присутствия на Кавказе.
В семидесятых годах восемнадцатого века Екатерина II упразднила ханскую власть у калмыков, большинство калмыцких семей переселилось на территорию Китая в Джунгарию.
Управление оставшимися было передано чиновникам Астраханского губернаторства.
В семидесятых-восьмидесятых годах восемнадцатого века создаются пограничные укрепленные линии по важнейшим водным рубежам (Кубань, Терек) и предгорьям Большого Кавказа. На малонаселенных пространствах линий размещаются казаки. Помимо Терского, образуется Черноморское (Кубанское) казачье войско. Управление казаками и горскими народами сосредотачивается в руках военного командования пограничных линий. В 1785 году в системе российской администрации впервые учреждается Кавказское наместничество. Наместник обладал верховной гражданской и военной властью. Все эти меры подготовили решительное наступление на самостоятельность народов Северного Кавказа XIX столетии.
Активные и успешные с середины восемнадцатого века действия на Северном Кавказе укрепили связи России с государствами Закавказья. Главным внешнеполитическим партнером России регионе оставалась Грузия.
К этому времени она была разделена на несколько владений: Картли-Кахетинское царство в Восточной Грузии, Имеретинское царство, княжества Гурия, Мегрелия (Мингрелия), Сванетия, Абхазия — в Западной Грузии. К 1760-м годам Картли-Кахетия фактически добилась независимости. Все государства Западной Грузии считались вассалами Османской империи, в их крепостях стояли турецкие гарнизоны, население платило дань. Южные районы Грузии и Черноморское побережье находились под прямым управлением Порты.
Во время русско-турецкой войны 1768 — 1774 годов Картли-Кахетинское царство выступило на стороне России, помощь русским войскам оказывали и остальные грузинские государства. Совместными усилиями турецкие войска были выбиты из большинства крепостей Мегрелии и Имеретии. В силу 23 статьи Кючук-Кайнарджийского мира [14] Турция лишалась права держать войска в этих областях, подтверждалось их самоуправление при формальном сюзеренитете Османской империи. Турецкие власти обязались не взимать с гру- • зинского населения дань детьми и другие подати, не притеснять грузинскую церковь.
Во время и после окончания войны царь Картли-Кахетии Ираклий II и царь Имеретии Соломон I просили о принятии их владений под покровительство России. Но в Петербурге были заняты проблемой Крыма и не желали дополнительно осложнять отношения с Турцией, тем более что установление российского протектората над Имеретией означало бы нарушение Кючук-Кайнарджийского трактата.
дата публикации: 5.10.2019