Историческая заслуга государства Киевская Русь состояла не только в том, что была Русь впервые создана социально-экономическая формация и сотни первобытных племен (славянских, финно-угорских, латышско-литовских)выступили как единое государство, крупнейшее во всей Европе.
Киевская Русь за время своего государственного единства успела и сумела создать единую народность. Условно это называется древнерусской народностью, материнской по отношению к украинской, русской и белорусской, которые заметны в XIV-XV веках.
В средних веках смысл был выражен прилагательными «русский», ‘люди русские’. В средние века единство древнерусской народности сводилось к выработке общего литературного языка, покрывшие собой местные племенные диалекты, в национальном самоуправлении.
Феодальная культура проявилась лучше всего в городах. И все же город не был единым, его населяли феодалы, богатые купцы и духовенство. В то же время в нем жили поселковые мастера, мелкие торговцы, капитаны и матросы, работные люди.
Горожане зарекомендовали себя как передовая часть населения и народных масс. Это их ум, руки и художественный вкус создавали бытовую часть культуры. Крепости и дворцы, резьба и белокаменные здания, храмы, разноцветная финифть, корабли с носами по-звериному, серебряные браслеты с изображением игрищ, мастера гордились своими изделиями и ставили под ними свою подпись.
Кругозор горожан оказался шире, чем у пекарей, весь мир которых сосредоточился на нескольких мелких деревеньках.
Общение с иноземными купцами, умение считать, путешествия на другие территории, владение грамотой привело к переменам в кругозоре, понятие узенького сельского мира сменилоcь на понятие обо всем мире. Посадские люди увлекались языческими игрищами, поощряли скоморохов и нарушали запреты церкви при этом. Оружие социальной борьбы создавали поэты, гумманистические идеи еретиков поднимали
свой голос против устоев церкви, испещряя стены киевских и новгородских церквей надписями насмешливого и веселого характера.
Исключительно важным явилось открытие берестяных грамот. Открытие в XI-XV веках берестяных грамот стало исключительно важным событием в жизни населения. Документы свидетельствуют о высоком уровне развития грамотности у населения.
Русская деревня, Русь долго оставалась неграмотной, но в городах население развивало свою грамотность широко. об этом свидетельствуют не столько берестяные грамоты, сколько подписи на бытовых вещах у горожан. Кузнецы-оружейники ставили клеймо на выкованном ими клинке меча (Людота Коваль) новгородский мастер великолепного серебряного кубка подписал свое изделие (Братило делал), княжеский человек помечал глиняную амфору-корчагу (Доброе вино прислал князю Богунка); любечанин Иван токарь по камню изготовив миниатюрное почти игрушечное веретенное пряслице своей единственной дочери написал на нем (Иванко создал тебе одина дщи) на другом пряслице девушка, учащаяся грамоте нацарапала русский алфавит, чтобы это пособие было всегда под рукой.
Источник: История России