Иби-Хордадбег упоминает о десятине (или торговой пошлине), которую русы платят императору. Вероятно, что блокирование Византией русла Днепра и того побережья Черного моря, которое было необходимо русам для каботажного плавания к Керченскому проливу или в Царьград послужило причиной русского похода на византийские владения в Крыму. Хронология этого похода отражена в рукописи «Житии Стефна Суражского».
Поход новгородского князя Бравлина историки относят к концу VIII или к первой трети IX века. Русы взяли Сурож (современный Судак), а их князь русский крестился.
Быть может принятие некоторой частью русов христианства объясняет упоминание Иби-Хордадбега о том, что русы выдают себя за христиан и платят в странах Халифата подушную подать (как христиане).
Появившись в Черном море вооруженные флотилии русов не ограничивались юго-восточным побережьем Тавриды.лежавшей на их обычном пути в Хазарию и на Каспий, но предпринимали морские походы и на южный анатолийский берег Черного моря в первой половине IX века, как об этом свидетельствует «Житие Георгия Амастридского».
Черное море или море Рума — Византии, становилось Русским морем, как его именует летописец. Каспийское море он назвал «Хваоисьским» что означает Хорезмийским. Отождествляя при этом связи Хорезмом, лежащим за Каспием, откуда можно было на Восток дойти в Жребий Симов, т.е. в арабские земли Халифата. Черное море, прямо связанное с Киевом, летописец описывает таким текстом:
«А Дънепр вътечетъ в Поньтское море (античный Понт Эвксинтский) треми жерелы еже море словеть Русьское».
Сведения VIII — начала IX века о русских флотилиях в Черном море, несмотря на их фрагментарность, свидетельствуют о большой активности государства Руси на южных торговых магистралях.
Знаменитый поход русов на Царьград в 860 году был не первым знакомством греков с русскими, как это риторически изобразил константинопольский патриарх Фотий, а первым мощным десантом русов у стен Второго мира.
Целью похода русской эскады к Босфору было стремление утвердить мирный договор с императором.