Только в 1113 году (после смерти Святополка) в самый разгар народного восстания как сообщает летопись боярство обратилось с приглашением к Владимиру, княжившему тогда в Переяславле Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий), призывая его на киевский престол. Мономах согласился, прибыл в Киев и немедленно дополнил Русскую Правду особым Уставом, облегчающим положение простых горожан.
Как истинный государственный муж, Мономах, действуя среди князей-соперников, всегда заботился об утверждении своих прав, о правильном освещении своих дел.
Без лишней скромности Владимир Мономах написал знаменитое «Поучение», которое является отчасти мемуарами.
Автор заботится о правильном и выгодном освещении своей деятельности. Отчасти это также конспект для летописца, в котором перечисляется 83 похода в разные концы Европы Владимира Мономаха.
Внимание Владимира Мономаха к будущим текстам, отражающим для современников и потомков его дела во время похода и законы, походы сказалось на его интересе к летописи. Он не только ознакомился с летописью Нестора, но и передал рукопись летописи из Печерского монастыря в Выдубицкий, основанный его отцом.
Игумен этого монастыря Сильвестр кое-что изменил в полученной книге (1116 года). Этого оказалось недостаточно для высокопоставленного заказчика и в результате следующая переделка была поручена «Ладожанину».
В новгородской Остромировой летописи Мономаху импонировали три идеи
— Законность приглашенного со стороны князя (в том числе ион сам);
— вторая идея о том, что князь появляется как успокоитель волнений, напоминающих киевскую ситуацию 1113 года, летопись 1050 года.
— третья идея, приглашенный князь устраняет беззаконие и рядит ъ по праву
Мономах к тому времени уже издал свой новый Устав.
Источник: История России