Появление норманнов на краю безлюдных пустынь Севера отражено еще одним русским источником.
Это записи Никоновская летопись XVI века о годах 867-875-м, отсутствующие в других известных нам летописях про норманнов. В том числе и в Повести временных лет. (в дошедших до нас редакциях 1116 и 1118 годов в былые века)
Записи, входящие в эту летопись перемешаны с выписками из русских и византийских источников, несколько подправлены по языку и сохранили старое правописание, отличающееся от правописания самих историков XVI века, составлявших Никоновскую летопись. Дополнительно сведения за 867-875 годы можно было бы считать за вымысел московских историков XVI века, но против этого предостерегают отрывочный характер записей, наличие мелких несущественных деталей, и полное отсутствие какой бы то ни было идеи которая могла бы с точки зрения составителей придать смысл этим записям.
Более того, записи о Рюрике противоречили своим антиваряжским тоном как соседним статьям так и общей динамической тенденции XVI века, считавшей Рюрика прямым предком московского царя. Что касается допущения о вымысле этих записей, то и в этом отношении они резко выпадают из стиля эпохи Грозного. В XVI веке придумывали много, но придумывали целые композиции, крашенные «сплетением словес».
С точки зрения литераторов XVI века отдельные разрозненные факты не представляли ценности.
Хронология и история в этих дополнительных записях очень сложна, запутанна и отличается от хронологии Повести временных лет. Она расшифровывается только после византийского летоисчисления IX-X веков и сопоставления с точно известными нам событиями. Представляет большой интерес то, что записи входящие в Никоновскую летопись восполняют пробелы в Повести временных лет, где между событиями первых датированных годов существуют значительные интервалы.
Источник: История России