Первый период развития Киевской Руси был фрагментарно отображен в истории полюдье, а второй освещен искаженно.
На протяжении всего IX и первой половины X века происходило формирование и укрепление государственного начала Руси и большую роль в этом играл Киев.
Ни набеги мадьяр или внутренних болгар, ни наезды варягов ни удары печенегов не могли ни остановить, ни существенным образом изменить
ход этого процесса полюдье. Необходимо приглядеться к тому, что происходило в славянских землях вообще. Как и в суперсоюзе Русь в частности.
Разгадкой к пониманию ранней русской государственности является полюдье. Для нас чрезвычайно важно установление существования полюдья на уровне одного союза племен. Иначе говоря на более низкой ступени развития чем Русь (союз союзов) и Киев.
Для племенного союза вятичей мы имеем сведения о том как осуществлялся полный круговорот, или полюдье. Ежегодный объезд Светлым Князем всей подвластной территории, сбор одежд и пушнины, сбыт серебряных ценностей вниз по Дону в Итиль. Взамен этого вятическая знать получила в IX веке и большое количество восточного серебра в монетах и восточные украшения, которые повлияли на местное ремесленное искусство.
Рядом с племенным союзом вятичей славян существовал одновременно с ним супер союз. Он объединил пять-шесть отдельных племенных союзов, аналогичных вятическому. Здесь также бытовало полюдье. Русы везли свои меха из отдаленных концов территории славян.
Это славянство сушественно отличалось от вятического прежде всего размерами подвластной территории. Поэтому должно было отличаться более высоким уровнем сбора дани. У Руси как и у вятичей второй задачей стал сбыт результатов полюдья.
Восточный автор IX века описывает грандиозный размах торговых экспедиций русов, значительно превышающий то, то мы можем предложить для вятичей. Русы сбывали свои товары и в Византию, и в земли Халифата, доходя до Рея, Багдада и Балха.
Одни и те же явления, происходившие в каждом из самостоятельных племенных союзов и в супер союзе Руси, который существовал синхронно, при общем их сходстве отличаются тем, что происходившее в союзе союзов было на порядок выше того, что делалось внутри отдельных союзов, еще не достигших высшей степени интеграции.