Как известно Полюдье — это первая и наиболее открытая форма господства и подчинения типа князь и его подданные, позволяющая осуществить право на землю и установить понятия подданства.
Полюдье в скандинавских землях для обозначения этого явления, чтобы собрать дань, употреблялось русское, славянское слово. В скандинавской саге о Гаральде при упоминании подобных объездов используется заимствованы славянские слова «роlutа» («роlutasvarf›). Тем же славянским словом обозначает круговой княжеский объезд и император Константин Багрянородный.
Полюдье как объезд отдаленнейших славянских земель было известно восточным авторам задолго до появления норманнов на Руси. Его можно считать характерным для всего IХ века (может быть, и для конца V века) и для первой половины Х века, хотя как локальное пережиточное явление оно известно и в XII веке. Подробное описано полюдье для середины Х века оставил нам император Константин, а один из трагических эпизодов — это момент, когда был убит князь во время сбора для полюдье.
Событие подробно описывается в летописи под 945 годом.
Анализируя полюдье 940-х годов, мы должны распространять представление о нем и на более раннее время (вплоть до рубежаVIII и IХ веков); разница в объеме земель, подвластных Руси, была, но она уже не создавала качественного отличия. Суперсоюз начала IХ века из пяти-шести племенных союзов и суперсоюз середины Х века из восьмидесяти союзов принципиально не отличались один от другого. Начнем рассмотрение русского полюдья с описания императора Константина (около 948 года), переставив некоторые разделы по тематическому принципу.
Константин Багрянородный.
«О русах, приезжающих из России на моноксилах в Константинополь».
«Зимний и суровый образ жизни этих самых Русов таков. Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми Русами из Киева и отравляются в полюдье, то есть круговой объезд, и именно в славянские земли Вервианов [Древлян], Другувитов [Дреговичей], Кривитеинов [Кривичей], Севериев [Север] и остальных славян, платящих дань Русам.
Прикармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на реке Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои однодревки… снаряжаются и отправляются в Византию…»
«Однодревки, приходящие в Константинополь из Внешней Руси, идут из Невогарды [Новгорода], в которой сидел Святослав, сын русского князя Игоря, а также из крепости Милиниски [Смоленска] из Телюцы [Любеча] Чернигож [Чернигова] и из Вышеграда [Вышгород близ Киева].
Все они спускаются по реке в том числе и из Чернигова Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой «Самватас»(?). Данники их, славяне, называемые Кривитеинами [Кривичами| и Ленсанинами [Поло-чанами] и прочие славяне рубят однодревки в своих горах в зимнюю пору и, обделав их, с открытием времени (плавания), когда лед растает, вводят в ближние озера. Затем, так как они («озера») впадают в реку Днепр, то оттуда они и сами входят в ту же реку, приходят в Киев, вытаскивают лодки на берег для оснастки и продают русам. Русы, покупая лишь самые колоды, расснащивают старые однодревки, берут из них весла, уключины и прочие снасти и оснащают новые…»