По русским землям, по землям древней Руси на восток путь шел через следующие города-станции: Киев — городище на Супое — Прилук — Ромен — Вырь — Липицкое городище — Гочево — далее ряд безымянных городищ по направлению к Дону. В двух случаях современные нам села сохранили архаичное имя старинных дорожных станций IХ-ХI веков: «Истобное» (от «истьба» — теплое помещение, «теплый стан»); они находятся ровно в 70 километрах друг от друга.
Десятая станция, приходящаяся на середину пути между Булгаром и Киевом, находилась где-то у Дона, южнее Воронежа.
Здесь, по восточным источникам (Джей-хани, Идриси), находилась восточная граница Руси. Восточные путешественники, двигавшиеся из Булгара на запад, сначала преодолевали пустынные мордовские леса и луговины, а затем оказывались на Дону, где эта сухопутная дорога пересекалась c донским речным путем из Вятичей в Волгу и Итиль. Именно на этой дороге они делали свои наблюдения о жизни и быте славян.
Добравшись через два месяца пути до западного конца своей дороги в 1400 километров, булгарские или иные восточные купцы оказывались в Киеве, на берегах Днепра, который они называли то рекой «Дуна», то «Руса». Здесь, в Среднем Поднепровье, поблизости от Киева, восточные авторы указывают три русских города, ставших яблоком раздора между несколькими десятками современных ученых. Один из наиболее надежных источников, Худуд ал-Алем, сообщает:«Есть еще река Руса (Луна), вытекающая из глубины земли Славян и текущая в восточном направлении вплоть до границы русов. Затем она проходит по пределам Артаб, Салаб и Куяба (Киев), которые являются городами русов…» Идриси, обладавший огромной библиотекой восточной географической литературы IХ-ХI веков, единственный из всех авторов указывает расстояние между этими тремя городами русов, расположенными на одной реке от города Артан до Киева — 4 дня пути; до города Славия — тоже 4 дня пути.
Игнорируя приведенные выше точные ориентиры, исследователи рассматривали пресловутые «центр древней Руси которых всего три» как некие государственные объединения, охватывавшие каждое большое пространство.
Киев (Куяба, Нуайфа и др.) не вызвал особых сомнений и обычно отождествлялся с историческим Киевом, центром Южной Руси. «Славия», как правило, сопоставлялась с новгородскими словенами и Новгородом, хотя ни один источник — ни русский, ни скандинавский, ни греческий — Новгород Славией не называл.
В этом сказалось влияние норманизма, стремившегося искусственно создать какой-либо государственный центр на севере. Способствовало таким широким построениям и то, что в арабских текстах часто путались понятия «города» и «страны». Особенно многообразным оказалось определение третьего города, имя которого варьируется в двух десятках форм. Не менее разнообразны поиски Артании или Арсании (обе формы крайне условны) на географической карте IХ-Х веков. В Артании видели и мордву-эрзю, иТмугаракань, и Рязань, и Ростов … Не вдаваясь в рассмотрение огромной литературы, посвященной «трем центрам», попытаемся наметить путь их поиска, исходя из приведенных выше ориентиров:
- Все три города находятся на одной и той же реке, что и Киев, то есть на Днепре.
- Все они расположены недалеко от Киева; на расстоянии, которое колеблется от 140 до 280 километров.
Такое созвездие русских городов в Среднем Поднепровье нам очень хорошо известно по документам Х века, это упоминаемые договорами с греками города: Киев, Переяславль и Чернигов. Расстояние от Киева до Чернигова — 140 километров; до Переяславля — около 100 километров; от Переяславля до Чернигова — 170 километров. Эта триада постоянно упоминается в качестве главных городов Русской земли в узком смысле. Город «Славию» не следует искать на том севере, о котором восточные географы не имели никакого понятия. Славия — Переяславль (или Переслав), древний город, стоящий близ реки Днепр и ближайший к «внутренним болгарам»