
Летописная запись о Святославе хорошо сохранила эпический строй дружинной поэзии, близкой к былинам, но не тождественной им; как уже говорилось, в народном эпосе имени, которое носит сын княгини Ольги Святослав нет. Автор дружинного сказания показывает своего героя слушателям (а потом и читателям) еще ребенком, «детским вельми». Но этот мальчик 3-5 лет обрисован как настоящий князь-полководец — он открывает сражение с древлянами броском своего копья
О таких почтительно говорят:
«Кънязь уже почал. Потягаем, дружина, по кьнязи!»
На последующих страницах летописи переплетаются голоса летописца-церковника, превозносящего Ольгу за то, что приняла христианство, и певца-воина, славящего князя за верность своей языческой дружине — на уговоры матери последовать ее примеру пятнадцатилетний княжич твердо отвечал: «Како аз хощю ин закон прияти един? А дружина сему смеятися наднута…»
Христианство было отвергнуто Святославом, так как он и его бояре хорошо знали, что за крещением последует вассалитет по отношению к Византии и очередной цесарь охотно назовет его «сын» в феодальном смысле. Под 964 годом в летопись включено эпическое описание начала события самостоятельного княжения Святослава, возможно, сохранившее первоначальную ритмику устного сказа:
«Кънязю Святославу възрастышю и възмужавьшю нача вон съвъкупляти мъного и храбр бе бо и сам храбр. И льтько ходя, акы пардус, войны мъногы творяше. Ходя же, воз по себе не вожаше, ни котьда, ни мяс варя но по-тьньку изрезал конину или зверину или говядину на угъльх испек ядяше. Ни щатьра именше, но подьклад постилаше а седьло — в головах. Тако же и прочий вои его вьси бяху И посылаше к странам глаголя: «Хощю на вы ити!»
Перед нами спартанец, привыкший к суровому походному быту, пренебрегающий жизненными удобствами ради быстроты движения войска без отягощающего обоза. Стремительный барс благороден: он заранее пред упреждает противника о своем походе. Перед сражениями Святослав вдохновлял свое войско речами, ставшими позднее хрестоматийными. Об этих речах полководца, обращенных ко всем воинам, свидетельствуют и греческие писатели, современники событий.
Византийский хронист Х века Лев Дьякон приводит одну из речей Святослава:
«…Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на Родину, спасаясь бегством. Мы должны либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!»
Летописная передача речей Святослава (около 969 года) близка к этой записи участника императорских походов: «Уже нам некамо ся дети — волею и неволею стати противу. Да не посрамим земле Русьскые, но лязем костию ту! Мъртви бо срама не имам; аще ли побегнем, то срам имам. И не имам убежати, но станем крепъко! Аз же пред вами паиду; аще моя глава ляжеть — то промыслите о себе».И реши вои: «Идоже глава твоя, ту и главы наша съложим!»
Святослав воевал в Волжской Болгарии, в Хазарии у Каспийского моря, в печенежских степях, на территории Болгарии и в Византии. По самым минимальным подсчетам, Святослав прошел походами за несколько лет 8000-8500 километров. Позднее иногда историки начали обвинять Святослава в излишней воинственности, безрассудной драчливости, называя его авантюристом, «предводителем бродячей дружины». При этом обычно ссылаются на события 968 года, когда в отсутствие князя печенеги осадили Киев и Ольга с внуками оказалась в опасности.
«И посълаша кыяне к Святославу, глаголюще:«Ты, кьняже, чюжея земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабив — малы бо нас не възяша печенези…» Легкий, как пардус, князь, находившийся в это время на Дунае, «въбързе въсед на коне с дружиною своею
Источник: История России