Христианство отличалось от язычества славян не своей религиозной сущностью, а только той идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в Киев и такую же первобытность Руси, как и верования древних славян или их соседей.
На корабле, плывшем по голубым волнам Эгейского моря, какой-то русский книжник ХII века решил изучить язычество и написать исследование о славянском язычестве: «Слово о том, как древние языческие народы поклонялись идолам и приносили им жертвы». Нашему путешественнику были знакомы и древний египетский культ Озириса, и учение Магомета в арабских землях, и обычаи турок-сельджуков, и непривычная для русского уха музыка органов в католических храмах крестоносцев.
Его корабль плыл с юга на север, через Афон и Царьград, и на своем пути, начавшемся, быть может, где-нибудь в Палестине или даже в Египте, этот книжник должен был видеть и остров Крит, известный в древности культом Зевса-Дия, и античные храмы Афродиты, Артемиды, Афины, и место знаменитого дельфийского треножника, служившего для предсказаний оракула («трипода дельфийского ворожа»).
Быть может, изобилие руин античных языческих святилищ, встреченных во время плавания, и вдохновило позднее неизвестного автора на такую тему, как сопоставление славянского язычества с другими древними религиями.
Для нас представляет исключительный интерес древние славяне и периодизация истории славянских верований, которую предложил этот умный и образованный писатель.
- Первоначально славяне «клали требы (то есть приносили жертвы. — Б.Р.) упырям и берегыням».
- Позднее они «начали трапезу славети (гоже приносить жертву. — Б.Р.) Роду и роженицам».
- Впоследствии славяне стали молиться главным образом Перуну (сохраняя веру и в других богов).
«Упыри» — вампиры, фантастические существа, оборотни, олицетворяющие зло. «Берегыни» же (связанные сословом «беречь», «оберегать») — добрые, помогающие человеку духи. Одухотворение всей природы и деление ее надоброе и злое начала — очень древние представления, возникшие еще у охотников каменного века. Против упырей применяли различные заговоры, носили амулеты-обереги; в народном искусстве сохранилось чрезвычайно много древних символов добра и плодородия, изображая которые на одежде, посуде, жилище, древний человек думал, что знаки добра, «обереги», отгоняют духов зла. К числу таких символов относятся изображения солнца, огня, воды, растения, цветка. Культ Рода и рожениц, божеств плодородия, несомненно, связан с земледелием и действительно отражает более позднюю ступень развития человечества — неолит, энеолит и последующее время.
Род был верховным божеством неба и земли, распоряжавшимся всеми жизненно необходимыми стихиями — солнцем, дождями, грозами, водой. Вера в единого верховного бога явилась основой позднейшего христианского монотеизма. Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия, возник позднее в связи с развитием дружинного, военного элемента общества. Как видно, ступени развития первобытной религии Руси указаны писателем-мореплавателем очень верно и точно.
Последнюю стадию он тоже правильно обрисовал как двоеверие — славяне приняли христианство, «но и ноне по украинцам молится ему, проклятому богу Перуну», и другим богам. Моления славян-язычников своим богам были строго расписаны по временам года и важнейшим сельскохозяйственным срокам. Год определялся по солнечным фазам, так как солнце играло огромную роль в мировоззрении и верованиях древних земледельцев.
Начинался год, как и у нас сейчас, 1 января. Новогодние празднества — «святки» — длились 12 дней, захватывая конец старого года и начало нового. В эти дни сначала гасили все огни в очагах, затем добывали трением «живой» огонь, пекли специальные хлебы и по разным приметам старались угадать, каков будет наступающий год. Кроме того, язычники всегда стремились активно воздействовать на своих богов при помощи просьб, молений и жертвоприношений. В честь богов устраивались пиры, на которых закалывали быков, козлов, баранов всем племенем варили пиво, пекли пироги. Боги как бы приглашались на эти пиры-братчины, становились сотрапезниками людей. Существовали специальные святилища — «требища», предназначенные для таких ритуальных пиров.
Следующим праздником была масленица, буйный и разгульный праздник весеннего равноденствия, встречи солнца и заклинания природы накануне весенней пахоты.
В пору пахоты, сева яровых и «прозябания» зерна в земле мысль древнего славянина обращалась к предкам-
«дедам», тоже лежащим в земле. В эти дни ходили на кладбище и приносили «дедам» пшеничную кутью, яйца и мед, считая, что предки-покровители помогут всходам пшеницы. Кладбища представляли собой в древности как бы «поселки мертвых». Над сожженным прахом каждого умершего строилась деревянная «домовина» («столп»); в эти миниатюрные дома и приносили угощение предкам весной и осенью. Позднее над могилами стали насыпать земляные курганы.
Источник: История России