Правила организации церкви в государстве Киевская Русь
Слияние язычества и христианства в государстве древнего Минотавра, но долго еще деревня подавала повод для родной старины. Язычество слилось с христианством. Церковь на Руси была организована. Во главе ее стоял киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи-епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа.
Погасли погребальные костры, на которых сгорали убитые рабыни, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв наподобие древнего Минотавра, но долго еще деревня к деревне по деревням насыпали языческие курганы, «отай» молились Перуну и огню-сварожичу, отмечали праздничные события и справляли буйные праздники родной старины. Язычество слилось с христианством. Церковь на Руси была организована. Во главе ее стоял киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи-епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа.
Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья исполняли свой долг на содержание церкви давали «десятину» — десятую долю своих даней и оброков.
Церковь имела свой особый суд и специальное законодательство, при помощи которого вмешивалась в события и семейную интимную жизнь, в мысли и нормы поведения людей.
В городах в ХI-ХII веках было много каменных и деревянных церквей, в которых служили священники (попы) и их помощники дьяконы. Служба в церкви велась ежедневно три раза в день (заутреня, обедня и вечерня); Церковники стремились регламентировать весь быт и постоянно воздействовать на свое «стадо». В праздничные дни устраивалась особо торжественные службы, которым предшествовали ночные моления — всенощные.
Пышность богослужений должна была воздействовать на умы простых людей. Все средства искусства были использованы церковью для утверждения своих взглядов на жизнь и общественную структуру.
Художники изображали «Страшный суд», когда, по фантастическим предсказаниям пророков, восстанут из гробов все умершие за несколько тысячелетий существования мира и Бог начнет последний суд, определяя праведников в рай, а грешников — в ад, на бесконечные муки. Кисть художника рисовала безобразных чертей, хватающих грешников и бросающих их в печь, пронзающих крючьями, рвущих грязными когтями их тела…
Стройное пение и торжественное театрализованное бо
гослужебное действие должны были показать другой, пра
ведный
полюс христианского мира. Архитекторы стреми
лись вознести церковные здания над хижинами и хоромами
так, чтобы
именно церкви создавали архитектурный ан
самбль города.
Одной из сильнейших церковных организаций были
монастыри,
игравшие вообще очень важную роль в исто
рии средневековых государств.
По идее монастырь — добровольное братство
людей,
отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвя
тивших себя служению Богу.
Монастыри были крупными землевладельцами-феода
лами, владели селами, вели оптовую торговлю, ссужали день
ги под ростовщические проценты и всегда находились в самой
гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседнев
ной «суете мирской» и в крупных политических событиях.
Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники.
Высшие церковные власти — епископы и митрополит — могли быть выбраны только из среды монахов, ко
торых в отличие от обычных попов и дьяконов называли
черным духовенством.
Некоторые центральные монастыри, вроде Киево-Пе
черского (основанного в середине ХI века), стали своего рода
духовной академией, куда охотно поступали сыновья круп
ных вельмож, стремившиеся сделать карьеру. В таких мона
стырях были хорошие библиотеки; здесь велись летописи, со-
чинялись проповеди, записывались внутренние монастыр-
ские события, прославлялись монахи-«подвижники», «от
шельники», «молчальники».
Русская церковь играла сложную и многогранную роль
в истории Руси ХI-ХII веков. Несомненна польза церкви как
организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития
феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской куль
туры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в
распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.
Источник: История России