Предполагая обороняться в Новгороде от киевских отцовских дружин, Ярослав заигрывал с наемными отрядами варягов и не только не унимал их, но даже зверски наказал новгородцев, творивших самовольный суд. Ярославу открылась возможность вмешаться в начавшиеся усобицы: менялась роль варягов и отношение к ним Ярослава. Возникла необходимость принять княжеский закон, который гарантировал бы определенные условия и защитил бы от нападения вражеских дружин Теперь наемники должны были сами стремиться идти в поход на Киев, где они надеялись на богатую добычу. Но Ярослав не мог отважиться на борьбу, которую возглавил коварный полувизантиец Святополк всего лишь с одной тысячей воинов и к тому же наемных, которые в решительный момент могли продать себя дороже другому князю или, достаточно награбив, уйти в другие земли домой, «за море».
Ярославу следовало опереться на какое-то более надежное войско. Единственной возможностью был союз с Новгородом, с его боярством и даже с простыми людьми, а для этого нужно было дать какие-то гарантии, оградить статьями княжьего закона всех новгородцев и земли от бесчинства варяжских дружин ‘Эймунда или иного конунга, которого судьба занесет в Новгород.
Так появился Устав Ярослава — Древнейшая Русская Правда земли, восемнадцать статей которой защищали жизнь, честь и имущество новгородских мужей и простых словен от бесцерсмонных посягательств варягов, нанятых для участия в усобицах.
Частная инструкция о разборе драк и столкновений в Новгороде не ставила, разумеется, своей задачей всеобъемлющий охват всех сторон социальной жизни города и всей Русской земли.
Она по самому своему замыслу была очень ограниченной тематически и совершенно не входила (да и не должна была входить) во взаимоотношения господина и холопов, господина и крестьян и т. д. Лишь случайно в связи с основной темой об уличных столкновениях упомянут подравшийся холоп, прячущийся в хоромах своего господина.
Поэтому глубоко не правы те историки, которые рассматривали эту Древнейшую Русскую Правду 1015 года как первый свод законов, будто бы отражавший всю полноту тогдашней жизни. Из того факта, что этот юридический документ ничего не говорит о сельском хозяйстве, о формах феодальной зависимости крестьян, о смердах и закупах, делался совершенно нелогичный вывод: раз закон обо всем этом молчит, то, значит, и в реальной жизни таких явлений не было.
В этих условиях Ярославу следовало опереться на какое-то более надежное войско. Единственной возможностью был союз с Новгородом, с его боярством и дажс простыми людьми, а для этого нужно было дать какие-то гарантии, оградить статьями княжьего закона всех новгородцев от бесчинства варяжских дружин Эймунда или иного конунга, которого судьба занесет в Новгород. Так появился Устав Ярослава — Древнейшая Русская Правда, восемнадцать статей которой защищали жизнь, честь и имущество новгородских мужей и простых словен от бесцерсмонных посягательств варягов, нанятых для участия в усобицах.
Частная инструкция о разборе драк и столкновений в Новгороде не ставила, разумеется, своей задачей всеобъемлющий охват всех сторон социальной жизни города и всей Русской земли. Она по самому свосму замыслу была очень ограниченной тематически и совершенно не входила (да и не должна была входить) во взаимоотношения господина и холопов, господина и крестьян и т. д. Лишь случайно в связи с основной темой об уличных столкновениях упомянут подравшийся холоп, прячущийся в хоромах своего господина.
Поэтому глубоко не правы те историки, которые рассматривали эту Древнейшую Русскую Правду 1015 года как первый свод законов, будто бы отражавший всю полноту тогдашней жизни.
Из того факта, что этот юридический документ ничего не говорит о сельском хозяйстве, о формах феодальной зависимости крестьян, о смердах и закупах, делался совершенно нелогичный вывод: раз закон обо всем этом молчит, то, значит, и в реальной жизин таких явлений не было.
Устав Ярослава ие был первым законодательным актом. Уже в договорах с Византией 911 и 914 годов есть ссылки на «закон русский», и вполне возможно, что статьи Русской Правды о челядине восходят к этому не дошедиему до нас древнему закону, где применялась та же терминология. Многое в Русской Правде опиралось на обычное неписаное право.
Источник: История России