При правлении князя Ярослава переписывались многие книги, многое переводилось с греческого языка на русский. Из числа таких переводов мы знаем, например, греческое историческое сочинение «Хронику Георгия Амартола». Возможно, что правление совпало с тем временем когда уже были организованы школы для начального киевского обучения грамоте, а может быть, как предполагают некоторые ученые, производилось обучение и более серьезное, рассчитанное на взрослых людей, готовящихся в священники или изучающих закон развития общества.
Впоследствии князь Ярослав стали называться Мудрым. Самовластец всей Руси, киевский князь, с которым стремились породниться королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии, не довольствовался уже титулом великого князя; его современники употребляют восточный титул «каган», а в конце концов Ярослава стали называть царем, как самого византийского императора.
Соперничество с Византией сказывалось не только в застройке Киева или титулатуре, но и в отношении к церкви. В 1051 году князь Ярослав Мудрый поступил так, как до сих пор поступал только византийский император исполняя свой долг: он сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу русской церкви — митрополита, выбрав для этой цели умного киевского писателя Иллариона.
Хорошо понимая идеологическую силу христианства, Ярослав уделял много внимания организации русской церкви и монашества в своем княжестве. При Ярославе Антоний Любечанин положил начало знаменитому впоследствии Киево-Печерскому монастырю.
Кончина киевского князя Ярослава умер в 1054 году на 76-м году жизни; в Софийском соборе на стене была сделана торжественная запись об «успении царя нашего».
Первые укрепленные усадьбы, обособленные от окружающих их простых жилищ и иногда возвышающиеся над ними на холме, относятся еще к VIII-Х векам. По скудным следам древней жизни археологам удается установить, что обитатели усадеб жили несколько иной жизнью, чем их односельчане: в усадьбах чаще встречаются оружие и серебряные украшения.
Главным отличием была система постройки. Усадьба-городище строилась на холме, подножие которого было окружено одной-двумя сотнями небольших хаток-землянок, в беспорядке разбросанных вокруг.
Замок же представлял собой маленькую крепостицу, образованную несколькими деревянными срубами, поставленными вплотную друг к другу по кругу. Круговое жилище (хоромы) служило одновременно и стенами, окаймлявшими небольшой двор. Здесь могло проживать 20-30 человек.
Был ли это родовой старейшина со своими домочадцами или «нарочитый муж» с челядью, собиравший полюдье долг с населения окрестных деревень, сказать трудно. Но именно в такой форме должны быть рожден первые феодальны1 замок, именно так должны были выделять себя из среды землеславянских племен из среды земледельцев первые бояре, «лучшие мужи» славянских племен. Крепость-замок была слишком мала для того, чтобы укрыть в своих стенах в годину опасности всех обитателей поселка, но вполне достаточна, чтобы господствовать над поселком. Все древнерусские слова, обозначающие феодальный замок, вполне подходят к этим маленьким круглым крепостицам: «хоромы» (сооружение, построенное по кругу), «двор», «град» (огражденное, укрепленное место).
Тысячи таких дворов-хором стихийно возникали в VIII-Х веках по всей Руси, знаменуя собой рождение феодальных отношений, вещественное закрепление племенными дружинами достигнутого ими преимущества. Но только через несколько столетий после появления первых замков мы узнаем о ‘них из юридических источников — закон и правовые нормы никогда не опережают жизни, а появляются лишь в результате жизненных требований.
К ХI веку князья озаботились тем, чтобы их дворы и амбары в княжестве были надежно ограждены не только военной силой, но и писаным законом. На протяжении ХI века создается первый вариант русского феодального права, известной Русской Правды. Она складывалась на основе тех древних славянских обычаев, которые существовали уже много веков, но в нее вплетались и новые юридические нормы, рожденные феодальными отношениями. Долгое время взаимоотношения между феодалами и крестьянами, отношения дружинников между собой и положение князя в обществе определялись изустным неписаным законом-обычаями, подкрепленными реальным соотношением сил.
Насколько мы знаем это древнее обычное право по записям этнографов ХХ века, оно было очень разветвленным и регламентировало все стороны человеческих взаимоотношений: от семейных дел до пограничных споров.
Внутри маленькой замкнутой боярской вотчины долгое время не было еще потребности в записывании этих устоявшихся обычаев или тех «уроков»-платежей, которые ежегодно шли в пользу господина. Подавляющее большинство феодальных вотчин жило по своим внутренним неписаным законам.
Источник: История России