Автор строк, составляющих летопись «Слова о полку Игореве», блестящий поэт и умный историк, умел проникать мысленным взором в далекие от него времена и находить материал для сопоставления с современностью. Одним из таких взглядов в прошлое был Киев, экскурс в ХI век, где поэт выделил две контрастные фигуры княжества — Всеслав Брячиславич Полоцкий и Олег Святославич Черниговский.
На противопоставлении этих двух князей построены все его исторические ссылки на княжество и Киев и Киевскую Русь. Всеслав, герой народного восстания 1068 года, воспет, как мы видели, в приподнятых, эпических тонах, в духе народных былин о молодом, отважном и мудром князе-чародее. А Олег, родоначальник целой династии княжества хищных Ольговичей, приятель половецких ханов и зачинщик усобиц, очерчен в «Слове» мрачными тонами. Летопись пишет о нем следующее:
Той бо Олег мечем крамолу коваше
И стрелы по земле сеяше
Тогда, при Олеее Гориславличи,
Сеяшется и растяшеть усобицами,
Погыбашеть жизнь Даждьбожа внука…
Тогда по Русской земли
Ретко ратаеве кикахуть,
Но часто врани граяхуть,
Трупиа себе деляче…
Смелая правдивость поэта-публициста станет для нас особенно явственной, если мы вспомним, что эти обличительные строки писались при родном внуке Олега, великом князе Святославе Всеволодиче. Движимый настоящим патриотическим чувством, призывая все русские земли княжества к единению, автор «Слова» сумел подняться над феодальным сознанием, над узкими династическими интересами и с большой высоты взглянуть на светлые и темные стороны родной истории. Олег Святославич, получивший печальное прозвище Гориславича, олицетворял большую группу князей ХI — начала ХII века, заботившихся прежде всего о личной наживе, начинавших войны ради захвата богатых городов и земли, пренебрегавших интересами народа. К ней следует отнести и великого князя Всеволода Ярославича, и сменившего его Святополка Изяславича, доведшего киевлян до нового восстания в 1113 году.
Рассмотрим повнимательнее дела и замыслы того князя, которого уже 800 лет назад автор «Слова о полку Игореве» избрал для показа потомству как отрицательно го героя Святополка .
Олег был внуком Ярослава Мудрого и сын Святослава Ярославича. Его отец, владевший богатым Черниговским уделом и собиравший дань вплоть до самого Белоозера, был обладателем больших сокровищ, но держал их в своей казне, не оделяя ими приближенных. Он был беззастенчив в достижении своих целей и, по выражению летописца, «положил начало свержению братьев» с княжеских престолов. В свое время Святослав участвовал в коварном обмае Всеслава Полоцкого, а в 1073 году он посягнул и на родного брата, простоватого Изяслава. Только год назад в Выптгороде все трое Ярославичей мирно пировали за одним столом, празднуя память своих родных дядей — святых Бориса и Глеба, канонизированных как раз ради того, чтобы утишить усобицы, а Святослав вскоре составил заговор с Всеволодом, выгнал старшего брата Изяслава из Киева и сам сел на его место. Таков был отец; о молодости его сыновей мы знаем мало, не знаем даже, когда они родились, как жили при отце. До нас не дошла не только чернигсвская летопись Святослава, но даже и петопись тех трех пет (1973-1076 годы), когда он был великим князем Киева.
Впервые со всем семейством Святослава нас знакомит великолепная энциклопедия, известная под названием Изборника Святослава 1073 года. В книгу был вложен лист с миниатюрой, изображающей все княжеское семейство: впереди сам Святослав Ярославич в княжеской шапке и парчовом плаще, с книгой в руках, рядом его жена с маленьким сыном Ярославом, и далее толпятся четверо взрослых сыновей — Глеб, Олег, Давыд и Роман. Сыновья уже бородатые; они родились, вероятно, еще при жизни деда, в 1050-х годах, и ко времени составления Изборника выходили на самостоятельную дорогу. Старший, Глеб, уже прославился тем, что в Новгороде собственноручно зарубил волхва топором. В подписи к семейному портрету Святослав обращается к Богу с изречением из псалтыри: «Не оставь, Господи, без внимания стремлений моего сердца! Но прими нас всех и помилуй».
Источник: История России