
Творчество Карла Брюллова вызывало восторженные отклики таких классиков русской литературы, как Николай Гоголь, Афанасий Фет, Евгений Баратынский. Александр Пушкин, который был ровесником Брюллова, посвятил его главному полотну «Последний день Помпеи» знаменитое стихотворение «Везувий зев открыл…».
Карл Брюллов был единственным в те времена живописцем, который обрел всероссийскую и европейскую славу ещё при жизни. Он не мог ходить спокойно по Парижу, Риму, Милану – его всюду узнавали.
«Конечно, эта выставка – особенная просто потому, что Брюллов – великий. Это – наивысшая вершина русской живописи. За сто лет до Дягилева он принес в мир, в Европу, представление о том, что есть русское искусство, как самостоятельный художественный феномен. В Михайловском дворце экспонируются исключительно шедевры первого ряда, бриллианты драгоценной короны художественного наследия Брюллова», – сказала на открытии генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Главное творение мастера – «Последний день Помпеи» стало центральным экспонатом выставки. Впервые это колоссальное историческое полотно представлено посетителям после первой почти за 200 лет комплексной научной реставрации.
От слоя пожелтевшего лака «Последний день Помпеи» расчищали в корпусе Бенуа, прямо на глазах у посетителей, пока, наконец, не вернули авторские краски самому знаменитому полотну Брюллова.
Оценки таких разных исторических личностей, как Вальтер Скотт («это не картина – это целая поэма!»), Василий Жуковский («великий Карл»), Бертель Торвальдсен («величайший колорист после Рубенса») – дорогого стоят. Маститый итальянский художник Винченцо Камуччини, постояв перед картиной несколько минут, как описывал сам Брюллов, подошёл к автору и сказал: «Обними меня, Колосс!»
Когда Брюллову предложили поработать над куполом Исаакиевского собора, он сказал: «Мне здесь тесно, я бы расписал небо». Русскому музею принадлежит уникальный комплекс авторских подготовительных материалов к росписям собора. В том числе, громадный фрагмент плафона «Богоматерь во славе в окружении святых», который размещен в экспозиции под наклоном, чтобы зрители могли видеть его во всех деталях.
Фигура Николая Мирликийского с ангелами – часть купола. Высота, холод, сырость – чтобы расписать 800-метровую площадь, Брюллов работал днями и ночами. В итоге серьезно заболел.
Среди других признанных шедевров на выставке можно видеть: «Итальянский полдень», «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией», «Портрет сестер Шишмаревых», «Всадница», а также множество малоизвестных работ, произведения итальянского, классического и позднего периода в творчестве художника, акварелей и рисунков, которые крайне редко выставляются из-за хрупкости.
Отдельное внимание уделено религиозной живописи. Большинство произведений зрители увидят впервые.
«Брюллов – величайший мастер академической живописи поистине мирового значения. Именно он в первой половине XIX века сделал русскую живопись фактом мировой культуры», – отметила Ольга Любимова Министр культуры Российской Федерации
Масштабную экспозицию работ Карла Брюллова по праву можно назвать ключевым событием культурной жизни страны.
Выставка продлится до 12 мая 2025 года.
По материалам СМИ
источник публикации: Информационно-аналитическоеиздание Столетие