Формирование грамотности у населения Киевской Руси

грамотность Киевская Русь XII век;yandex.ru

Событием большой важности и исторической значимости принято считать открытие в Новгороде берестяных грамот ХI-ХV веков. Эти замечательные документы снова подтверждают широкое развитие грамотности среди русских горожан.

В руки археологов попали интересные тетради двух новгородских школьников, датированные 1263 годом. По ним мы можем судить о характере преподавания в средние века: ученики ХIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы.

Русская деревня долгое время оставалась неграмотной, но в городах грамотность была распространена широко, о чем, кроме берестяных грамот, свидетельствует множество надписей на бытовых вещах и на стенах церквей. Кузнец-оружейник ставил свое имя на выкованном им клинке меча («Людота Коваль»), рыбаки и реки, новгородский мастер великолепного серебряного кубка подписал свое изделие: «Братило делал», княжеский человек помечал глиняную амфору-корчагу: «Доброе вино прислал князю Богунка»; любечанин Иван, токарь по камню, изготовив миниатюрное, почти игрушечное веретенное пряслице своей единственной дочери, написал на нем: «Иванко создал тебе (это) одинадщи»; на другом пряслице девушка, учившаяся грамоте, нацарапала русский алфавит, чтобы это «пособие» было всегда под рукой. У нас есть несколько свидетельств о существовании школ для юношей; в 1086 году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из монастырей. Учителями часто бывали представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки).

Высшим учебным заведением средневекового типа был в известной мере Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу, научиться красноречию. Образцом такого церковного красноречия: является высокопарная кантата в честь великого князя, сочиненная одним игуменом в 1198 году. Серию поучений против язычества считают конспектом лекций этого киевского «университета». Представление об уровне знаний могут дать своеобразные энциклопедии ХI века — изборники 1073 и 1076 годов, где помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам.

Русские люди того времени хорошо  сознавали, что «книги суть реки, напояющие вселенную мудростью». Иногда мудрые книги называли «глубинными книгами».  Возможно, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах: один из авторов конца ХII века, желая подчеркнуть скромность своего собственного образования, писал князю: «Я, князь, не ездил за море и не учился у философов (профессоров) ‚ но, как пчела, припадающая к разным цветам, наполняет соты медом, так и я из многих книг выбирал сладость словесную и мудрость» (Даниил Заточник).

Источник: История России

Author: admin

Добавить комментарий