Послание к князю Изяславу

князь Изяслав

Характерной чертой является и отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различных национальностей: «Милуй не токмо своея веры, но и чужия… аще то буде жидовин, или сарацин, или болгарин, или еретик, Характерной чертой является и отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различных национальностей и поражение врагам, которые пытались его одолеть: «Милуй не токмо своея веры, но и чужия… аще то буде жидовин, или сарацин, или болгарин, или еретик, или  латинянин, или ото всех поганых — всякого помилуй и от беды избави» (Послание к князю Изяславу). Интереснейшим отражением общерусской культуры является Владимирский летописный свод 1206 года, созданный, возможно, при участии старшего сына Всеволода — Константина Мудрого, о котором современники говорили, что он «великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам… многие дела древних князей собрал и сам писал, також и другие с ним трудилися».

Подлинник свода не дошел до нас, но сохранилась его копия, выполненная в ХV веке в Смоленске и впервые введенная в научный оборот Петром Великим Радзивилловская, или Кенигсбергская, летопись). В своде представлены «дела древних князей» от Кия до князя Всеволода Большое Гнездо. Драгоценной особенностью Радзивилловской летописи является наличие 618 красочных миниатюр, удачно названных «окнами в исчезнувший мир».А. А. Шахматовым и А. В. Арциховским установлено, что рисунки, как и текст, повторяют оригинал — свод 1206 года. Дальнейший анализ позволил определить, что и составители Владимирского свода не были первыми авторами и художниками — в их распоряжении имелась целая библиотека иллюстрированных («лицевых») летописей, включавших и свод 997 года, и свод Никона 1076 года, и «Повесть временных лет» Нестора и киевское летописание эпохи Мономаха и его сыновей, и разное летописание второй половины ХII века. В руках владимирских сводчиков были такие лицевые летописи, из которых они брали рисунков больше, чем текста. Мы можем судить о том, что Киевская летопись Петра Бориславича была иллюстрированной, так как в Радзивилловской есть миниатюры, изображающие события, описание которых в тексте этой летописи отсутствует и имеется только в Киевском своде 1198 года (Ипатьевская летопись): совещание Изяслава Мстиславича с венгерским королем, посольство боярина Петра Бориславича к Владимиру Галицкому (1152 год) и др. Нигде в тексте Радзивилловской летописине говорится об участии княгини в убийстве Андрея Боголюбского, а на рисунке мы видим, помимо бояр-убийц, княгиню, несущую отрубленную руку своего мужа. Другие источники подтверждают участие княгини в заговоре. Наличие иллюстраций в своде 997 года доказывается формой мечей, характерной для середины Х века, и формой корчаг тоже Х века, сохраненной при всех перерисовках.

Большой интерес представляют зарисовки первоначального вида древней архитектуры Киева, Переяславля, Владимира. Десятинная ерковь в Киеве (996 год) разруена Батыем в 1240 году и копиистам ХV века была неизвестна, а на миниатюре она изображена такой, какой ее удалось восстановить только по результатам раскопок ХХ века. Исходные иллюстративные материалы свода 1206 года, относящиеся к разным. летописям ХI и ХII веков, вводят нас в область литературно-политической борьбы того времени, может быть, даже в большей степени, чем летописный текст, так как отбор сюжетов для иллюстрирования особенно рельефно выражал субъективную тенденцию иллюстратора. В миниатюрах Никона Тмутараканского (1076 год) четко прослеживается симпатия к Мстиславу Тмутараканскому и враждебность к Ярославу Мудрому и его старшему сыну Изяславу. Художник же, рисовавший миниатюры к летописанию Изяслава, проявил неслыханную дерзость — он отомстил Никону, изобразив его в видеосла (!) на игуменском месте в церкви.

Редакторская обработка труда Нестора князем Мстиславом сказалась в обильном иллюстрировании всех (даже мелких) эпизодов из раннего периода жизни самом Мстислава.

Любопытную особенность художественной школы эпохи Мономаха и Мстислава представляют иронические пририсовки на полях: змея (победа над половцами), собака (свары князей), кот и мышь (удачный поход 1227 года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной (поражение Юрия Долгорукого, имевшего ербе льва), и т. п. Одна из таких пририсовок представляет особый интерес: когда в 1136 году черниговские Ольговичи начали одну из трех кровавых усобиц, по поводу которых говорили тогда — «почто сами ся губим?», художник-киевлянин пририсовал на полях глубоко символичную фигуру воина-самоубийцы, вонзающего кинжал себев грудь. Это был как бы эпиграф к повествованию о распаде Киевской Руси. Владимирский летописный свод 1206 года был не только образцом роскошной государственной летописи одного княжества — он отразил в себе художественную культуру Руси за несколько столетий. Важным показателем уровня культуры является архитектура. Большинство жилых построек в городах, укреплений, дворцов и даже церквей строилось из дерева. Археологические раскопки показали многообразие деревянного строительства и существование в ХI-ХII веках трех и четырех этажных зданий («вежи»-донжоны, терема). Многие деревянные формы — башни, двускатное покрытие — повлияли

в последствии на каменное зодчество. Квинтэссенцией средневековой архитектурной мысли и на христианском Западе, и на мусульманском Востоке были храмовые постройки. Так было и у нас. Постройка церкви была рассчитана как на то, чтобы поразить воображение современников, сделать церковное здание и местом театрализованного богослужения, и школой познания новой религии, так и на то, чтобы быть долговечным памятником, связывающим строителей с далекими потомками. Исследователи образно называют средневековый соубинной книгой» эпохи: зодчий организует архивную форму, которая должна вписываться в город-›й пейзаж, а в своем интерьере отвечать задачам богослужения; живописцы расписывают в несколько рядов все стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел куют, отливают и чеканят паникадила и церковную утварь; художники пишут иконы; вышивальщицы украшают тканые завесы; писцы и миниатюристы готовят библиотеку необходимых книг. Поэтому действительно каждый такой церковный комплекс является показателем уровня мудрости и мастерства в том или ином городе.

Источник: История России

Author: admin

Добавить комментарий