Укрепление границы Российской империи

карта Российской империи

Нередко положение осложнялось тем, что принятие народами подданства России задевало интересы третьих стран, особенно если спорные области прежде находились от них в зависимости. Возникала проблема признания произошедших изменений со стороны соседних государств. Она решалась с помощью дипломатии, либо, чаще, военным путем, и оформлялась мирными договорами России с этими государствами.

К началу ХХ века линия государственной границы  Российской империи была надлежащим образом юридически закреплена практически на всем ее протяжении, кроме Восточного Памира. Международно-правовое оформление границы предусматривало ее делимитацию, то есть определение общего направления пограничной линии путем переговоров, обычно без работы на местности, и подготовку соответствующих постановлений и генеральных карт, которые являются составной частью мирных договоров или специальных соглашений о государственной границе. На основании документов о делимитации границы осуществляется ее демаркация, то есть проведение границы на местности с составлением подробных описаний и топографических карт. В круг наших задач не входило рассмотрение проблем управления присоединенными к Российской империи землями. Тем не менее для общей ориентации читателя в вопросах государственного устройства,  даны краткие справки об административном положении окраин Российской империи на начало ХХ века, об истории автономного устройства там, где оно существовало.

Общий правительственный курс на протяжении двух с лишним веков состоял в постепенном сближении управления и административного положения центра и окраин. Решая эту задачу, российское правительство учитывало особенности географического положения, этнического состава, истории и социально-экономического развития отдельных областей. Наиболее быстро процесс унификации протекал на территориях с большой долей русского населения и достаточно тесно связанных в хозяйственном, культурном, конфессиональном отношениях с Центральной Россией.

Другие регионы сравнительно долго пользовались автономией от местного управления, суда и законодательства до сохранения собственной государственности под российским протекторатом (Польша до 1830-х годов, Финляндия до 1910-х, Бухара, Хива, Тува вплоть до 1917 года). Насильственную ломку традиционных. порядков и ускоренное введение российской администрации царское правительство обычно предпринимало в стратегически важных приграничных районах, особенно в случаях открытых выступлений против российского владычества Польша, Крым, Кавказ, Ферганская долина). Типичным для такого развития событий было применение особых форм управления, при которых гражданская власть сосредотачивалась в руках русского военного командования. Важным элементом политики Российской империи на национальных окраинах была опора на местных феодалов. В обмен на отказ от политической самостоятельности они получали гарантии своих социальных и имущественных прав. Там, где не было русского населения, местная знать продолжала активно участвовать в низовых звеньях управления и судопроизводства. Значительная часть нерусских феодалов, в основном  христианского вероисповедания, была в правовом отношении приравнена к русскому дворянству и могла на льготных основаниях поступать на российскую государственную службу.

С середины ХХ века территориальный рост Российской империи замедляется, а после присоединения
Средней Азии в 1860 — 1880-х годах прекращается. Внутренние проблемы, связанные с отменой крепостного права, активности различных слоев общества поглощали внимание правительства и заставляли его избегать внешнеполитических осложнений. К тому же обнаружилось военно-техническое отставание России от стран Западной Европы и Северо-Американских Соединенных Штатов.

Источник: История России

Author: admin

Добавить комментарий