Сакральное мастерство и Олег Кушнирский

Олег Кушнирский

дата публикации 02.02.2025

Выставка Шедевры сакрального искусства из коллекции Олега Кушнирского состоит из 50 икон. Экспонаты представлены из наиболее известных иконописных центроы России. Произведения Мстёре, Палехе, Холуе, Ветке и Гуслицах датируются XVII-XIX веком. Зарубежные посетители выставки имеют  возможность получить полное впечатление и в полном объеме о художественном уровне иконописи в русском изобразительном искусстве XVII-XIX веков. Коллекционер и профессиональный фотограф Олег Кушнирский родился в городе Хмельницкий. Служил в Советской армии фотографом на Северном флоте. После демобилизации переехал в Ленинград, где продолжил совершенствовать мастерство фотографа, сфокусировавшись на съемке произведений искусства. Его художественный вкус и предпочтения коллекционера были сформированы многими годами работы в Государственном Эрмитаже, Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной,
многочисленными экспедициями по Русскому Северу. С 1992 года Олег Кушнирский живет в Нью-Йорке. В отличие от многих других владельцев собраний, Олег Кушнирский сам составлял коллекцию, увлекшись эстетикой поздней русской иконописи, причем в те годы, когда о ее истории еще почти ничего не было написано, и вдали от редких музейных специалистов, изучавших это искусство.

Музей русского искусства

Здесь разрабатываются научные проекты и ежегодно проводятся несколько десятков выставок, посвященных самым разнообразным явлениям русского искусства — от икон и живописи, графики и фарфора, произведений современных русских художников-эмигрантов до фотографий, лакового искусства, текстиля, советских плакатов, народного творчества. Музей является уникальным местом, собирающим всех неравнодушных к русской культуре. В домашнем музее иконописи Олега Кушнирского хранится около 50 произведений русской иконописи XVII-начала XX вв., выполненных в самых разных стилях. Работы мастеров из Палеха, Мстёры, Холуя, а также старообрядческих Ветки и Гуслиц представляют историю развития иконописи и демонстрируют трансформацию традиций в периоды коренных изменений. Так, здесь можно увидеть произведения, знаменующие приезд
в Россию западных мастеров, под влиянием которых в иконе появилось светское звучание, стёршее грань между религиозным образом и живописью. Основная часть икон посвящена сюжету Воскресения Христова – Сошествию во ад. На работах этот центральный сюжет окружают клейма разной тематики, в том числе евангельские события, православные праздники, страсти Христовы. К этим иконам
обращались в повседневности, они могли одновременно служить разным целям, например, быть молитвенным образом и аграрным
календарём.

Другой образ, представленный на выставке в многочисленных вариантах, — изображения Богоматери, окружённые миниатюрными клеймами с житийными сценами, которые, словно невидимый историограф, рассказывают биографию святых, библейские сюжеты и описывают праздники, вовлекая зрителя в многообразный и красочный мир истинного православия. Зрители могут погрузиться в культуру иконописи и узнать о художественных особенностях разных школ. Так, подробно описана история промысла мастеров из гуслицких деревень и старообрядческих иконописцев, стиль которых формировался под влиянием иконописных центров Владимирской губернии. Для него характерна красная буквица, оливковые и коричневые цвета орнамента и яркий состаренный фон. Часть предметов на экспозиции относится к старообрядческим мастерским Ветки в Гомельской области. Эти иконы отличают элементы барокко — стиля, господствовавшего в Беларуси в XVIII веке. Среди них можно встретить изображения преподобного Алексия, который был покровителем царя Алексея Михайловича Романова и чьи образы были распространены на Руси в XVII веке. Тихая жертвенность святых, преподобных и пророков, их бескорыстное служение человеку, пройденные ими испытания, изображённые русскими мастерами, воспитывают в современном человеке пиетет к красоте и истории. Представляя уникальное и цельное собрание русской иконы, выставка не только показывает богатство нашего наследия, но и налаживает диалог между нашими разными культурами.

Ирина Шалина, кандидат искусствоведения, ведущий научный специалист Государственного Русского музея, эксперт Министерства культуры сказала на
открытии:

«Чрезвычайно важно, что находящаяся в Америке коллекция продолжает благородное дело популяризации русской иконы, ее живой немеркнущей духовной и эстетической красоты далеко за пределами России, что особую актуальность имеет в наше сложное время. А любая выставка – это обмен культурными ценностями». В ближайших планах организация выставки в знаковых музеях Европы. Кроме того, сейчас идет работа над виртуальной версией выставки. Ее планируют показать в Аргентине.

 

источник публикации: Информационно-аналитическоеиздание Столетие

дата публикации 02.02.2025

Author: admin

Добавить комментарий