
дата публикации 02.02.2025
Выставка Шедевры сакрального искусства из коллекции Олега Кушнирского состоит из 50 икон. Экспонаты представлены из наиболее известных иконописных центроы России. Произведения Мстёре, Палехе, Холуе, Ветке и Гуслицах датируются XVII-XIX веком. Зарубежные посетители выставки имеют возможность получить полное впечатление и в полном объеме о художественном уровне иконописи в русском изобразительном искусстве XVII-XIX веков. Коллекционер и профессиональный фотограф Олег Кушнирский родился в городе Хмельницкий. Служил в Советской армии фотографом на Северном флоте. После демобилизации переехал в Ленинград, где продолжил совершенствовать мастерство фотографа, сфокусировавшись на съемке произведений искусства. Его художественный вкус и предпочтения коллекционера были сформированы многими годами работы в Государственном Эрмитаже, Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной,
многочисленными экспедициями по Русскому Северу. С 1992 года Олег Кушнирский живет в Нью-Йорке. В отличие от многих других владельцев собраний, Олег Кушнирский сам составлял коллекцию, увлекшись эстетикой поздней русской иконописи, причем в те годы, когда о ее истории еще почти ничего не было написано, и вдали от редких музейных специалистов, изучавших это искусство.
Музей русского искусства
Здесь разрабатываются научные проекты и ежегодно проводятся несколько десятков выставок, посвященных самым разнообразным явлениям русского искусства — от икон и живописи, графики и фарфора, произведений современных русских художников-эмигрантов до фотографий, лакового искусства, текстиля, советских плакатов, народного творчества. Музей является уникальным местом, собирающим всех неравнодушных к русской культуре. В домашнем музее иконописи Олега Кушнирского хранится около 50 произведений русской иконописи XVII-начала XX вв., выполненных в самых разных стилях. Работы мастеров из Палеха, Мстёры, Холуя, а также старообрядческих Ветки и Гуслиц представляют историю развития иконописи и демонстрируют трансформацию традиций в периоды коренных изменений. Так, здесь можно увидеть произведения, знаменующие приезд
в Россию западных мастеров, под влиянием которых в иконе появилось светское звучание, стёршее грань между религиозным образом и живописью. Основная часть икон посвящена сюжету Воскресения Христова – Сошествию во ад. На работах этот центральный сюжет окружают клейма разной тематики, в том числе евангельские события, православные праздники, страсти Христовы. К этим иконам
обращались в повседневности, они могли одновременно служить разным целям, например, быть молитвенным образом и аграрным
календарём.
Другой образ, представленный на выставке в многочисленных вариантах, — изображения Богоматери, окружённые миниатюрными клеймами с житийными сценами, которые, словно невидимый историограф, рассказывают биографию святых, библейские сюжеты и описывают праздники, вовлекая зрителя в многообразный и красочный мир истинного православия. Зрители могут погрузиться в культуру иконописи и узнать о художественных особенностях разных школ. Так, подробно описана история промысла мастеров из гуслицких деревень и старообрядческих иконописцев, стиль которых формировался под влиянием иконописных центров Владимирской губернии. Для него характерна красная буквица, оливковые и коричневые цвета орнамента и яркий состаренный фон. Часть предметов на экспозиции относится к старообрядческим мастерским Ветки в Гомельской области. Эти иконы отличают элементы барокко — стиля, господствовавшего в Беларуси в XVIII веке. Среди них можно встретить изображения преподобного Алексия, который был покровителем царя Алексея Михайловича Романова и чьи образы были распространены на Руси в XVII веке. Тихая жертвенность святых, преподобных и пророков, их бескорыстное служение человеку, пройденные ими испытания, изображённые русскими мастерами, воспитывают в современном человеке пиетет к красоте и истории. Представляя уникальное и цельное собрание русской иконы, выставка не только показывает богатство нашего наследия, но и налаживает диалог между нашими разными культурами.
Ирина Шалина, кандидат искусствоведения, ведущий научный специалист Государственного Русского музея, эксперт Министерства культуры сказала на
открытии:
«Чрезвычайно важно, что находящаяся в Америке коллекция продолжает благородное дело популяризации русской иконы, ее живой немеркнущей духовной и эстетической красоты далеко за пределами России, что особую актуальность имеет в наше сложное время. А любая выставка – это обмен культурными ценностями». В ближайших планах организация выставки в знаковых музеях Европы. Кроме того, сейчас идет работа над виртуальной версией выставки. Ее планируют показать в Аргентине.
источник публикации: Информационно-аналитическоеиздание Столетие