Впервые экспонаты выставки «Магия блеска. Стразы и граненая сталь XVIII – начала XIX века из собрания Исторического музея», демонстрируются как самоценные и самодостаточные предметы роскоши. В экспозиции представлено порядка 250 уникальных экспонатов из фондов, которые накопил исторический музей: серьги, кольца, броши, медальоны, пуговицы, башмачные пряжки, лорнеты, зрительные трубки, часы, шатлены, веера, а также ордена, парадные шпаги, масонские знаки; предметы личного благочестия – кресты, образки и иконы, шкатулки, подсвечники, курильницы, богато украшенная мебель. Все эти произведения искусства позволяют по- новому взглянуть на материалы, традиционно считавшимися подражательными. Ограниченность природных месторождений драгоценных камней и трудности в обработке натуральных минералов привели к поиску альтернативных решений. Даже при императорских европейских дворах не все были в состоянии усыпать себя бриллиантами, потому в середине XVIII века немецкий ювелир Фридрих Штрасс путём многочисленных экспериментов решил создать искусственный бриллиант. Штрасс нашёл на берегу Рейна сверкающий горный хрусталь, который и натолкнул его на идею создания имитации драгоценного камня из стекла, получившего в итоге название «страз» по латинской транскрипции его фамилии – Strass. Так мода на стразы охватила всю Европу.
Главным преимуществом страз перед драгоценными камнями, была простота их огранки и обработки. С их помощью можно было всегда следовать изменчивой моде: количество стразов и граненой стали было неограниченным, также же, как их размер и форма. Поэтому они идеально подошли на роль новаторских декоративных элементов. Более того, их умение отражать свет и загадочный блеск порой превосходили подлинные бриллианты. Первый зал выставки посвящен как раз особенностям искусственного освещения того времени и его роли в возникновении моды на стразы и граненую сталь. Такие украшения и аксессуары носили даже при дворе. Они не считались подделкой, напротив, были самоценны и наравне с другими имитациями знаменовали собой превосходство человека над природой, концепцию важную для эпохи промышленной революции.
источник публикации: Информационно-аналитическое издание Столетие












