Новые национальные государства обычно создавались на основе губерний бывшей Российской империи. Между тем, границы губерний не совпадали и не должны были совпадать с территорией проживания той или иной национальности. Деление на губернии исходило из потребностей административного управления, а не из этнического состава населения.
Дальнейшая судьба провозглашенных в 1917-1918 годах границ зависела от общественного строя новообразованных государств и отношений с соседями. Между РСФСР и буржуазными республиками Финляндией, Эстонией, Латвией и Грузией в 1920-1921 годах были подписаны мирные договоры, в которых пограничные вопросы решались, как правило, в зависимости от прохождения линии фронта на момент окончания боевых действий.
Договоры о границах между РСФСР и другими советскими республиками обычно не заключались. Это можно объяснить установкой большевиков на временный, условный характер границ между социалистическими государствами. Территориальные изменения происходили по соглашению высших органов власти советских республик с учетом мнения местных советов. Однако демократизм подобной процедуры часто оказывался формальным.
Главная роль в принятии решений принадлежала сравнительно узкому кругу лиц из высших партийных и советских инстанций. Сами решения нередко были продиктованы не принципами национального самоопределения, а сугубо практическими управленческими,
хозяйственными, военными интересами. Примером могут служить изменения территории Белорусской ССР в 1919 — 1920 годах, границ между РСФСР и Украинской ССР в районе Донбасса в 1920 году, включение в состав Киргизской (Казахской) АССР в том же 1920 году Оренбургской губернии и ряда других областей с
преобладанием русского населения.
дата публикации: 7.01.2020