Борьба за престол в 980 году и культ бога Рода

Бог Род Древняя Русь

Бог Род был верховным божеством неба и вселенной.  Ему приносили кровавые жертвы. Особый праздник, приходящийся на 20 июля (день бога-громовержца), документирован для славян района Родня календарем IV века нашей эры, а в 983 году в этот срок тоже шла борьба был принесен в жертву молодой варяг, проживавший в Киеве.
Принесение своим богам в жертву чужаков, пленных, побежденных врагов было обычным в древности у многих народов и носило специальное название «ксеноктонии» (греческое). Очевидно, этот обычай результат того, что шла борьба ежегодных жертвоприношений и породил у иностранных писателей те разделы их сочинений, где говорится
слишком решительно об убийстве иноземцев вообще.

Запрет въезда в область Уртаба с целью торговли вполне объясним в том случае, если мы отождествим Уртаб (Артанию) с Родном. Здесь, близ Витичева (города, упоминаемого Константином в связи с полюдьем), скапливались «однодревки» перед отплытием в Византию.

Здесь, в последнем защищенном лесными островами участке Днепра, производились, очевидно,
окончательное снаряжение флота и сортировка товаров, предназначенных для продажи на далеких
международных рынках. Купцы и соглядатаи здесь были не нужны. Уртаб-Родень не исключался из
торговли, но здешним торгом ведал Киев, люди «из Куябы»; недаром в этом городе почти у самой границы
Руси находился «теремной двор» князя Святослава. Наиболее логичным представляется такое
отождествление «трех городов Руси».

Куяба — Киев

Славия — Переяславль

Арта — Родень на устье Роси.

Все три города на одной реке — на Днепре. Днепр определял все. Куяба, «ближайший к странам ислама» город, назван так потому, что
информаторы попадали в него по магистральной дороге из Булгара в Киев. Два других города стояли уже в
стороне от этой магистрали: Артания в четырех днях пути (вниз по реке) от Киева, а Славия в четырех днях
пути от устья Роси к Переяславлю.

находит подтверждение в легенде хазар о попытке их возложить дань на
полян. В ответ на требование дани «съдумавьыше же Поляне и въдаша от дыма — мечь… И реша старьци
козарьстии: «недобра дань, къняже…си имуть имати дань на нас и на инех странах». Се же събысться
вьсе».

Киевская легенда о хазарах могла быть известна и на хазарском Востоке. Славия торгует с
болгарами. Переяславль расположен ближе других городов к «внутренним болгарам» Левобережья,
постоянно воюющим с русами; этим и объясняется оговорка относительно торга тогда, «когда бывает мир».

Уртаб-Родень. Сюда, в место сосредоточения торгового флота с полюдьем, в город, контролируемый самим
великим князем киевским (и до сих пор называемый «Княжьей Горой»), не пускают иностранных
торговцев. Здесь, в святилище Рода (по имени которого назван город), при

носили в жертву чужаков. Все
это вместе окутывало район Княжьей Горы различными легендами, созданию которых Киев мог
содействовать целенаправленно. Названием этого города так варьирует в Арабской графике и такие
разные города подставляются при расшифровке, что приравнивание Уртаба к Родню является, пожалуй,
одним из наиболее удачных вариантов.

Куяба, Славия и Уртаб — это не три государства, не три «центра
Руси», а просто Киев и два соседних города, которые играли важную роль в жизни Киевской Руси и
интересовали восточных купцов, прибывавших в Киев из Булгар. Наместников князей (или их сыновей)
они принимали за «царей» и повторяли легенды о самом удаленном городе Родне, куда путь им был
заказан. Уже к началу Х века место Родни занял Чернигов, вошедший в триаду важнейших русских
городов.

Author: admin

Добавить комментарий