Третий город Артания на дороге купцов к Киеву

Третий город на Руси Артания; yandex.ru

В привлечении Чернигова есть только одно несогласие с источником — город Чернигов расположен не на Днепре, а на Десне. После ознакомления с характеристикой всех трех городов вместо Чернигова может быть предложен иной вариант приурочения Артании. В Худуд ал-Алем эти три города Руси охарактеризованы так:

  1. «Куяба» — это город Руси, ближайший к странам ислама, приятное место и резиденция царя. Из него вывозят различные меха и ценные мечи.
  2. Слава — приятный город и из него, когда царит мир, ездят торговать в Болгарский округ.
  3. Артаб — город, где убивают иностранцев, когда они попадают туда. Там производят ценные клинки для мечей и мечи, которые можно перегнуть надвое, но, если отпустить их, они возвращаются в прежнее состояние». У других авторов есть и дополнения. Ибн-Хаукаль сопоставляет Киев с Булгаром, отмечая, что Киев больше Булгара.

Для нас всегда очень важно выявить точку зрения информаторов. Ибн-Хаукаль, один из наиболее ранних писателей, который пишет: «И достигают люди с торговыми целями Куябы и района его». Вот почему Киев и киевский уклад жизни  считается наиболее близким к странам ислама; вот почему его сравнивают с Булгаром — это делали купцы, шедшие знакомой нам дорогой в 20 станций, начинавшейся в Булгаре и завершавшейся в Киеве. Купцы попадают в Киев через город Ромен (современные Ромны, у Идриси — «Армен»), действительно находящийся на этой магистральной дороге. Город Славия описан у Идриси как самый главный. Быть может, здесь сказалось осмысление имени города — Пре-слав, «преславный», или же аналогия с болгарской столицей Преславом?

Сложнее всего обстоит дело с третьим городом, условно называемым Артанией, или, как его называет Персидский Аноним, Уртабом. Дополнения к сказанному выше таковы: рассказав об убийстве чужеземцев, Идриси добавляет, что в этот город «никому не позволяют входить с целью торговли… и вывозят оттуда (меха и свинец)  торговцы из Куябы». Ибн-Хаукаль тоже пишет, что жители Арсы чужих не пускают, «сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою». Днепр был расположен в 120 километрах (три с половиной дня пути по прямой до реки Днепр) от Киева, в устье реки Роса был город  Родень (в предложном падеже в летописи «в Родньи»), от которого ныне осталось городище на высокой горе —  Княжья Гора. Город запустел с принятием христианства и на протяжении ХI-ХII веков ни разу не упоминается в летописях, хотя событий в его окрестностях было много. Судя по местоположению в середине ареала древностей русов VI-VII веков, Родень мог быть племенным центром русов и называться по имени главнейшего бога древних славян — Рода. Его сравнивали с Озирисом, Баад-Гадом и библейским Саваофом. Это было божество более значительное, чем сменивший его дружинно-княжеский Перун. Такое допущение вполне объяснило бы летописную фразу (возможно, взятую из греческих источников IХ века): «Роди же, нарицаеми Руси…».

Название союза племен по общему божеству прослеживается и в имени кривичей, названных так по древнему туземному (литовскому) богу Криво — Кривейте. Русы на реке Роси могли получить свое имя от бога Рода, местом культа которого был Родень на Роси.

При Святославе здесь был, очевидно, княжеский домен, так как там находился его «двор теремьный». Во время борьбы за киевский престол в 980 году здесь укрылся (возможно, рассчитывая на священность места?) князь Ярополк, но после длительной осады был убит наемными варягами. Городок был, по всей вероятности, широко известен на Руси, так как после этой тяжелой осады о нем сложили поговорку, просуществовавшую более столетия:«и есть притьча си и до сего дьне — «беда, акы в Родьии», — писал современник Мономаха.

 

Author: admin

Добавить комментарий