Русская Правда в государстве Киевская Русь

Изгнание Святополка;yandex.ru

Созданный в конкретных исторических условиях 1015 года Устав Ярослава оказался вполне применим ко всем вообще случаям уличных побоищ, столь обычных в средневековых городах, и просуществовал несколько веков, входя в сборники других княжеских законов ХI-ХII веков.

Русская Правда является драгоценным источником по истории феодальных отношений Киевской Руси. Под этим названием скрывается целый комплекс юридических документов ХI-ХII веков, отразивший сложность русской социальной жизни и ее эволюцию. Русская Правда была объектом самого пристального внимания историков, начиная с В. Н. Татищева (1730-е годы) и кончая такими крупными советскими историками, как Б. Д. Греков, С. 6. Юков, М. Н.Тихомиров и Л. В. Черепнин.

Сложный комплекс законов, объединяемый названием «Правда Русской земли», расчленяется благодаря усилиям ученых следующим образом:

  1. «Древнейшая Правда», или «Правда Ярослава», 1015-1016 годы.
  2. Дополнения к Правде Ярослава: «Устав мостником», «Покон вирный» {Положение с сборитиках судебных штрафов).
  3. «Правда Ярославичей» («Правда Русской земли»). Утверждена сыновьями Ярослава Мудрого — Изяславом, Святославом и Всеволодом около 1072 года.
  4. Устав Владимира Мономаха, 1113 год.
  5. Пространная Русская Правда. Примерно

1138-е годы. Нередко ее датируют началом ХIII века.

Помимо светского законодательства, в древней Руси существовало и обособленное от него законодательство церковное, обязательное, во-первых, для церковных людей (духовенство, монахи, убогие, призреваемые люди, врачи), а во-вторых, для всего населения по преступлениям и спорным делам не феодального порядка: умыкание невесты, развод, ссоры в семье, колдовство, языческие моления, еретичество и др. Это законодательство ХI-ХIII веков оформлено под названием «уставов», приписанных Владимиру I и Ярославу Мудрому.

Уставы дают богатый материал по русскому семейному праву. Появление «Древнейшей Правды» как первой главы будущего кодекса объясняется не тем, что драки рыцарей являлись самым существенным в жизни государства, а тем, что в тот исторический момент, в разгар острых событий 1015-1016 годов в Новгороде, князь Ярослав вынужден был дать новгородцам гарантию безопасности. Захват Киева Ярославом еще не принес успокоения. Святополк был связан с печенегами и польским королем Болеславом; вот эти-то две силы он и использовал для того, чтобы отвоевать киевский престол.

В 1017 году Киев подвергся нападению большого печенежского войска. Эймундова сага говорит, что, готовясь к осаде, горожане выкопали вокруг города ров, пустили в него воду и прикрыли сверху бревнами; на крепостных стенах укрепили много нарубленных зеленых ветвей, чтобы помогать и печенежским стрелам залетать внутрь города. Двое ворот Киева оставлены открытыми, и в них расположились отряды для вылазки. Штурм печенегов был отбит.

Но вскоре с запада на Русь двинулся Болеслав Храбый, и Ярослав, разбитый в пограничной битве на Буге, ускакал в Новгород, откуда попытался бежать в Швецию. Здесь снова решительно выступили новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем и рассекли корабли, приготовленные для бегства. Новгородны собрали деньги для найма нового варяжского отряда, обложив свободное население: от мужа по 4 куна, от старост по 8 гривен, а от бояр по 18 гривен. В это время Святополк выгнал из Киева Болеслава Храброго. Поляки, побывавшие в столице Руси, оставили интересное описание Киева историком Титмаром.

«В большом городе, который был столицей этого государства (Киеве. — Б.Р.), находилось более 400 церквей, 8 торговых площадей и необычайное скопление народа, который, как и вся эта область, состоит из беглых рабов, стекавшихся сюда отовсюду, и весьма проворных даrjнов. Он (Киев) оказывал до сих пор постоянное сопротивление печенегам, приносящим много вреда, и подчинял себе других».«Беглые рабы» в этом описании, очевидно, те изгои, которые со всех концов Руси стекались в города и попадали здесь то в дружину, то в дворцовые слуги феодалов. Под «проворными данами» следует понимать разных ва
рягов, служивших тому или иному князю. Это описание Кисва важне для нас указанием на его огромные размеры.

Как только Святополк лишился польской поддержки, он уже не смог удержать Киев в своих руках. Ярослав
снова овладел городом, по в 1019 году Святополк с огромным печенежским войском сделал последнюю попытку захватить великое княжение.

Источник: История России

Author: admin

Добавить комментарий