Правила Ярослава и Владимира и новгородские события в июле и августе 1015 года

Правила Ярослава

На всех статьях первой части так называемой Русская Правда лежит явный отпечаток описанных выше новгородских событий в июле — августе 1015 года. Юридический документ Правда Русской земли, определяющий штрафы за различные преступления против личности, но менее красочно, чем летопись Ярослав одобрил, рисует нам город в условиях заполнения его праздными наемниками, буянящими на улицах и в домах.

Город населен рыцарями и холопами рыцари ездят верхом на конях, вооружены мечами, копьями, щитами; холопы и челядинцы иногда вступают в городскую драку. помогая своему господину, бьют жердями и батогами свободных людей, а когда приходится туго, то ищут защиты в господских хоромах. А иногда иной челядин, воспользовавшись случаем, скроется от господина во дворе чужеземца.

В числе рыцарей, ради которых написан охраняющий их закон, есть и прибывшие из Киевской земли «русины», и княжеские гриди, на которых шла тысяча гривен новгородских даней, и купчины, по обычаю того времени, очевидно, тоже перепоясанные мечами, и важные княжеские чиновники — «ябедники» и мечники, следившие за сбором доходов и вершившие княжеский суд. Закон заодно защищал и более широкие круги нов городского населения: тут упомянуты и изгои,
выходцы из общин, порвавшие связи с прошлым и еще не нашедшие своего места в жизни, и просто «словене», жители обширной Новгородской земли. Эти категории простого люда напоминают нам о покаянии, которое произнес Ярослав на вече, когда результатом его призывов к братьям-новгородцам (и, очевидно, соответственных обещаний} была мобилизация большого по тем временам трех тысячного
войска, в составе которого оказались даже простые смерды (может быть, «словены» Русской Правды).

Древнейшая Русская Правда, как и летопись под 1015-1016 годами, рисует нам Новгород расколотым на две части, на два лагеря: к одному из них принадлежит население Новгорода, от боярина до изгоя, а к другому — чужеземцы варяги и колбяги{жители Балтики), В городе происходят драки, здесь угрожают обнаженными мечами,
хватают чужих коней и ездят на них по городу, берут чужое оружие, укрывают чужую челядь, выдирают усы и бороды, рубят руки и ноги, убивают. Даже на пирах дерутся чашами и турьими рогами.

Все это очень хорошо дополняет рассказ летописца о варяжских насилиях в городе. Варяги и колбяги поставлены законом Ярослава в не полноправного положения. Так, если обидчиком был новгородец, обиженный должен представить двоих свидетелей, если же грубияном, толкнувшим новгородца, оказывался варяг или колбяг, достаточно было одной клятвы; обиженного новгородца.

Эти ограничения особенно явственны при сопоставлении Краткой Правды ХI века с Пространной Правдой ХII века, где варяги уже уравнены с остальными людьми. Только в отношении варягов и колбягов закон предусматривает штраф за укрывательство чужого челядина.

Особенно важно отметить, что в подробном списке лиц, жизнь которых охраняется древним обычаем кровной мести или высоким штрафом в 40 гривен, есть все слои горсдского населения, указаны даже приезжие киевские, и ни варягов, ни колбягов, хотя эти чужеземцы и владели домами в Новгороде.

Источник: История России

Author: admin

Добавить комментарий