Правила организации церкви в государстве Киевская Русь

Князь Владимир;yandex.ru

Правила организации церкви в государстве Киевская Русь

Слияние язычества и христианства в государстве древнего Минотавра, но долго еще по деревням насыпали родной старины. Язычество слилось с христианством. Церковь на Руси была организована. Во главе ее стоял киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи-епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа.

Погасли погребальные костры, на которых сгорали убитые рабыни, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв наподобие древнего Минотавра, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, «отай» молились Перуну и огню-сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Язычество слилось с христианством. Церковь на Руси была организована. Во главе ее стоял киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи-епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа.

Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церкви давали «десятину» — десятую долю своих даней и оброков.

Церковь имела свой особый суд и специальное законодательство, при помощи которого вмешивалась в семейную интимную жизнь, в мысли и нормы поведения людей.

В городах в ХI-ХII веках было много каменных и деревянных церквей, в которых служили священники (попы) и их помощники дьяконы. Служба в церкви велась ежедневно три раза в день (заутреня, обедня и вечерня); Церковники стремились регламентировать весь быт и постоянно воздействовать на свое «стадо». В праздничные дни устраивалась особо торжественные службы, которым предшествовали ночные моления — всенощные.

Пышность богослужений должна была воздействовать на умы простых людей. Все средства искусства были использованы церковью для утверждения своих взглядов на жизнь и общественную структуру.

Художники изображали «Страшный суд», когда, по фантастическим предсказаниям пророков, восстанут из гробов все умершие за несколько тысячелетий существования мира и Бог начнет последний суд, определяя праведников в рай, а грешников — в ад, на бесконечные муки. Кисть художника рисовала безобразных чертей, хватающих грешников и бросающих их в печь, пронзающих крючьями, рвущих грязными когтями их тела…

Стройное пение и торжественное театрализованное бо
гослужебное действие должны были показать другой, пра
ведный
полюс христианского мира. Архитекторы стреми
лись вознести церковные здания над хижинами и хоромами
так, чтобы
именно церкви создавали архитектурный ан
самбль города.

Одной из сильнейших церковных организаций были
монастыри,
игравшие вообще очень важную роль в исто
рии средневековых государств.

По идее монастырь — добровольное братство
людей,
отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвя
тивших себя служению Богу.

Монастыри были крупными землевладельцами-феода
лами, владели селами, вели оптовую торговлю, ссужали день
ги под ростовщические проценты и всегда находились в самой
гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседнев
ной «суете мирской» и в крупных политических событиях.

Игумены монастырей наравне с епископами высту
пали как дипломаты, судьи, посредники.

Высшие церковные власти — епископы и митропо
лит — могли быть выбраны только из среды монахов, ко
торых в отличие от обычных попов и дьяконов называли
черным духовенством.

Некоторые центральные монастыри, вроде Киево-Пе
черского (основанного в середине ХI века), стали своего рода
духовной академией, куда охотно поступали сыновья круп
ных вельмож, стремившиеся сделать карьеру. В таких мона
стырях были хорошие библиотеки; здесь велись летописи, со-
чинялись проповеди, записывались внутренние монастыр-
ские события, прославлялись монахи-«подвижники», «от
шельники», «молчальники».

Русская церковь играла сложную и многогранную роль
в истории Руси ХI-ХII веков. Несомненна польза церкви как
организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития
феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской куль
туры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в
распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.

Источник: История России

Author: admin

Добавить комментарий