В каких условиях князь Игорь отправил дань в Киев

Князь Игорь; yandex.ru

Полюдье было, несомненно, многолюдным. Константин пишет, что князья выезжают в ноябре «со всеми русами». Князь Игорь выехал в Деревскую землю со всей своей дружиной и, собрав дань, отправил большую часть дружины и дань которую собрал в Киев, а сам остался во враждебной земле с «малой дружиной». Надо думать, что эта меньшая часть  дружины казалась князю все же достаточной для того, чтобы поддержать престиж, который имел великий князь и оградить его  безопасность.  Вместе с дружиной должны были ехать в полюдье конюхи, ездовые с обозом, различные слуги, «кормильцы»-кашевары, «ремественники», чинившие седла и сбрую, и т. п. Некоторое представление о численности полюдья могут дать слова Ибн-Фадлана (922 год) о киевском князе: «Вместе с ним (царем русов) в его замке находятся 400 мужей из числа богатырей, его сподвижников и находящиеся у него надежные люди…»

Даже если учесть, что  князю необходимо было оставить в Киеве какую-то часть «богатырей» для обороны столицы от печенегов, то и в этом случае полюдье состояло из нескольких сотен дружинников и «надежных людей». Всю эту массу должно было принять становище. По зимнему времени в становище должны были быть  «истьбы» — теплые помещения для людей, конюшни, амбары для склада и сортировки дани, сусеки и сеновалы для заранее запасенного зерна и фуража.

Становище должно было быть оборудовано печами для выпечки хлеба, жерновами, кузницей для разных оружейных дел.  Многое в обиходе становища должно было быть за готовлено заранее, до приезда самого полюдья. Должны были быть люди, исполнявшие разнообразные работы по подготовке становища, по  обслуге его во время полюдья и охранявшие становища (может быть, с оставленной до весны данью) до следующего приезда князя с его «богатырями».  То обстоятельство, что полюдье не проникало в глубинные области племен, а шло лишь по самой границе территории каждого племенного союза, заставляет нас задуматься над способом сбора дани.

Надо думать, что механика сбора дани непосредственно с крестьянского населения была уже достаточно разработана местными князьями и определенное количество дани из отдаленных районов заранее свозилось к пунктам, через которые проходило полюдье киевского князя. Мы не должны представлять себе полюдье как разгульный разъезд киевской дружины по весям и городам без всякого разбора. Дань была тарифицирована (это мы знаем по событиям 945 года), и, по всей вероятности, полюдье посещало из года в ход одни и те же становища, к которым местные князья заранее свозили обусловленную дань, то есть «везли повоз».

Маршрут полюдья отстоял на 200-250 километров от внешних границ племенных союзов древлян, дреговичей, кривичей и северян. Без предварительного «повоза», организованного местной племенной знатью, трудно представить себе такой большой и громоздкий механизм, как полюдье. Ведь если бы наездам прожорливой и жадной массы киевских дружинников постоянно подвергались одни и те же местности по Днепру и Десне, то население этих мест просто разбежалось бы, ушло бы в глубь племенной территории, подальше от опасной трассы кругового объезда. Если этого не происходило, значит, местные князья, оберегая свое положение в племени и стремясь к равномерному распределению киевской дани, гарантировали привоз фиксированной дани в становища полюдья. Нарушение договоренности с Киевом могло привести к тому, что полюдье превратилось бы в поход против того или иного племенного союза. Поэтому полюдье следует представлять себе не как первичную форму сбора дани, а как итоговую фазу этого процесса, охватившего и местные племенные дружины.

 

Author: admin

Добавить комментарий