Особенности правления Ярослава Мудрого

Правление Ярослава Мудрого; yandex.ru

Совершенно исключительный интерес для уяснения отношения варягов к политическому строю представляет сообщение о дани варягам.

«А от Новгорода 300 гривен на лето мира деля, еже и ныне даютъ». Дань, выплачиваемая «миру деля», есть откуп от набегов, но не повинность подданных. Подобную дань киевские князья позднее выплачивали половцам для того, чтобы обезопасить себя от неожиданных наездов. Византия в X веке откупилась такой данью от русов. Византия на выплачивала дань.

Упомянутая дань Новгорода варягам выплачивалась вплоть до момента когда Ярослав Мудрый умер в 1054 году (летописец, писавший около 1050 года, говорил о том, что «и ныне даютъ»). Выплата этой дани не может никоим образом истолкована как политическое господство норманнов в Новгороде.

Наоборот, она предполагает наличие местной власти в городе, могущей собрать значительную сумму (по ценам XI века достаточную для закупки 500 ладей) и выплатить ее такой внешней силе, как варяги, ради спокойствия страны. Получающие откуп (в данном случае варяги) всегда выглядят первобытнее чем откупающиеся от набегов.

Ярослав уже не правил, Олег после победоносного набега в Царьград (911 год) вернулся не в Киев, а в Новгород, и оттуда на Ладогу. Есть могила его в Ладоге. В других летописях говорится о месте погребения Олега иначе:»Друзии же сказаютъ [то есть поют в сказаниях], яко идущу ему за море и уклюну змия в ногу и стого умре».

Разногласия по поводу того, где умер основатель русской державы (как зарактеризуют Олега норманисты), любопытны, русские люди середины XI века не знали точно где он умер, в Ладоге или у себяна Родине за морем. Через семь десятков лет появится еще один неожиданный ответ :могила Олега окажется на окраине Киева. Все данные новгородской Остромировой летописи таковы, что не позволяют сделать вывод из летописи об организующей роли норманнов не только для давно сложившейся Киевской Руси, но даже для этой федерации северных племен, которые испытали на себе тяжесть варяжских набегов. Даже легенда о призвании князя Рюрика выглядит здесь как проявление государственной мудрости самих новгородцев.

 

Источник: История России

Author: admin

Добавить комментарий